О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Чуровский «Дом-2». К чему приведет самый масштабный в истории видеорепортаж отовсюду?

Выборы продолжают рождать новые форматы медиаактивизма. 3 марта 2012 года во второй половине дня в сети появился еще один жанр: избранные ролики и скриншоты с избирательных веб-камер с комментариями и обсуждениями. В ближайшие дни ими будут заполонены СМИ и соцсети. Уже начинается.

Первые комментарии в Фейсбуке: «Страна победившего вуайеризма!», «Чем откликнется креативный класс на просмотр России через камеры? Голосованием за лучший интерьер России? Фотожабой на чукч?». Демьян Кудрявцев пишет: «Полвторого ночи в Москве. 54 тысячи человек смотрят веб-выборы сейчас. 17 тысяч из них не спит в Москве. Лидер просмотров – дискотека в Вятке».
Незадолго перед выборами передовая общественность обсуждала, какую еще пользу могут дать веб-камеры, которыми будут оснащены все школы. Как эта нечаянная оцифровка поможет образованию и т.п. Однако прежде будет достигнут, видимо, совсем другой побочный эффект. О котором авторы идеи и не подозревали. Но он может принести им выгод куда больше, чем титульная цель (получить аргумент в споре о честности выборов).
В декабре 2011-го, неожиданно осознав свою мощь, сетевой протест породил энтузиазм и эйфорию. Оказывается, вместе можно что-то изменить. Появились позитивистские настроения в духе 60-х годов прошлого столетия, когда человек покорил атом и космос. Когда мнилось, что при верном инженерном подходе и должном усердии можно изменить саму природу и выращивать яблони на Марсе. Надо только участвовать, не пропустить, «если не я, то кто же» и т.п. Молодые люди хотели стать инженерами и космонавтами и обеспечили научно-технический прорыв, плодами которого мы пользуемся поныне.
Конечно, в нынешней позитивистской эйфории креативного класса было много пены. Но ощущение реальности и близости перемен, причем не дарованных, а заработанных собственным участием, все-таки присутствовало. Это ощущение питало надежду. И сетевой медиаактивизм конвертировался в политическую и уличную активность.
Потом встрепенулись силы реакции. Переняли, как могли, эстафету уличного креатива. Своими методами, но взяли реванш в соревновании за массовость. И сквозь «Белое кольцо» проступала уже патетика иного рода: так выйдем же напоследок.
Веб-камерное знакомство креативного класса с Россией может довершить падение энтузиазма и прихлопнуть политическую эйфорию сети куда эффективнее, чем силовой разгон митингов. Все то, что существовало в сознании рассерженных горожан этаким воображаемым жупелом российской глубинки, теперь предстало воочию. Не то чтобы это стало совсем уж открытием. Но одно дело – умозрительный антилубок, безусловно, присутствующий в воображении менеджеров, хипстеров и фрилансеров. И совсем другое – реальные виды на родном экране со всех уголков страны. Чего бы там ни было с точки зрения рассерженных горожан: косности, нарушений или еще чего-нибудь, какое оно есть в жизни, – этого окажется слишком много именно в медийном смысле. Такое количество юзеров (к системе веб-выборы подключились уже 1 млн 350 тысяч пользователей) еще никогда не созерцало столько натуры и правды жизни.
Веб-камеры нечаянно создали самую масштабную в истории распределенную картинку России. Всероссийскую мозаику, репортаж отовсюду. Совсем не такую, как в телевизоре. С высочайшим уровнем доверия к ней. Ее тут же окрестили «Домом-2»; но на самом-то деле чуровское реалити-шоу куда более «реалити».
Классический случай: средство коммуникации само есть сообщение. И вот креативный класс это сообщение получил.
Что можно сделать с увиденным? Как увиденное обустроить, сделать Европой? Это ж сколько белых ленточек понадобится! Речь-то не о десятке разоблачительных статей в СМИ и не о сотне натуралистических записей в блоге. В эфир вышла 91 тысяча тридцатичасовых документалок. Самый масштабный в истории планеты документальный телеочерк нравов, всероссийская перепись бытовых, присутственных, выборных и даже галантерейных традиций.
Быть может, после просмотра этого суперкино политическая активность сети вернется в границы записного, еще доболотного интернет-диссидентства. Так и будет, если рядовые сторонники протеста, как некогда шестидесятники, решат, что яблони на Марсе не вырастить. Махнут рукой, разочаруются, вернутся к идеям спасения себя, а не общества. Что может быть лучше для тех, кто придумал эти веб-камеры? Преследуя совершенно другую цель.
А может быть, наоборот, грандиозный видеорепортаж напитает сеть не разочарованием, а новым возмущением. И за несколько дней смакования десятков тысяч картинок (каких?) возникнет еще один, совсем другой сценарий будущего. А что, если, даже будучи поставленными в стороне от самого интересного, веб-камеры породят тысячи свидетельств о нарушениях, и систему придется – с тарарамом на весь мир – отключать? Это же реальная угроза национальной безопасности.
В любом случае, незапланированный эффект нового выборного мегамедиа, судя по всему, окажется сильнее планового, причем неизвестно, в какую сторону. Рискованно так играть с чудищем сети, не понимая его природу.

Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи на OpenSpace
Колонка была написана до выборов — в ночь на 4 марта 2012

 

ШЭфТ