О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Первые проблески media engagement

Rushkoff подмечает интересные этапы развития интерактивного, двустороннего взаимодействия аудитории с медиа. В Present shock он пишет, что до появления пульта зритель был обречен смотреть телерекламу. Встать с дивана, пойти к телевизору, переключить канал (а в ранних моделях – настроить новый канал) требовало от зрителя больше затрат, чем терпеть рекламные вставки. Рай для рекламистов. Можно представить, какой удар по телерекламной индустрии нанесло изобретение дистанционного пульта. С пультом зритель может избавиться от рекламной вставки.

Параллельно это новшество должно было вынудить рекламодателей совершенствовать искусство рекламы (а телепрограммеров - искусство подачи рекламных врезок), чтобы все-таки сохранять зрителя на канале. Возможно, это второе массовое восстание аудитории против трансляционных медиа (первое – письма в газету, полуторное – судебные иски к СМИ. Кстати, очень богатая тема – когда и как состоялись первые суды читателей с газетами).

Дистанционный пульт был изобретен в 50-е. На полях: кардинальный перелом в смотрении телерекламы, связанный с пультами, мы пропустили, потому что пульты пришли в нашу жизнь примерно в одно время с телерекламой, в конце 80-х. То есть мы не знаем, каково это – смотреть телерекламу без шанса переключиться, а потом получить этот шанс.

В Media virus, написанной 20 годами раньше, Рашкоф отмечает другое восстание масс против «родительских» медиа, случившееся уже в 70-е – телеприставка Нинтендо. Одной из первых игр была Pong – старшее цифровое поколение помнит эту игру, типа тенниса, когда на экране черточками можно отбивать шарик от края к краю. Рашкофф отмечает, что в 70-е подросток с телеприставкой впервые в истории получил возможность изменять изображение на экране собственным действием. От себя добавлю: вряд ли кто тогда заметил тектоническую суть перемены, но с этой новой для аудитории возможностью влиять на экран начался закат трансляционных СМИ – тогда еще сугубо технически, без всякого вмешательства в контент.

Все это за много лет до интернета.

Что характерно, оба бунта были обусловлены исключительно инструментальным новшествами, первоначально предназначавшимися для совершенно других целей. Но они готовили публику к интерактивности. Тут уместно вспомнить McLuhan, переиначившего фразу Черчилля про архитектуру: сначала мы формируем медиа, потом медиа формируют нас. Или у него (Маклюэна) есть еще лучше: всякое новое средство сначала служит для удовлетворения старых потребностей, а потом формирует новые. Как это было с патефоном, который Эдиссон изобрел всего лишь для записи звуковых писем, музыки вообще в замысле не было. А он (патефон) перевернул потребление музыки и заложил основу музыкальной индустрии.

Андрей Мирошниченко

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ