О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Краудфандиг для журналистики. OpenSpace определился с местом и финансированием. До октября.

Команда OpenSpace за один день собрала на перезапуск треть потребной суммы. (+ подборка полезных ссылок о краудфандинге в журналистике и писательском деле).
Возможно, это будет первый случай, когда краудфандинг в журналистике все-таки состоится. Во многом благодаря правильному, «хорошему» закрытию, которое позволило артикулировать и зафиксировать в общественном сознании отношение публики к Опенспейсу (вспоминается «Не горюй» Данелии). И это отношение как раз вселяет надежду, что с краудфандингом у редакции может получиться.

Команда OpenSpace объявила о том, в каком формате они продолжат свою работу. Название возьмут Colta.ru. До октября будут выходить на свои деньги, параллельно собирая пожертвования сторонников и ища стратегического инвестора. Для технической поддержки и сбора средств используется сервис https://start.planeta.ru/campaigns/106.
Стоило коллегам только объявить о формате перезапуска и финансирования, как деньги потекли щедрым потоком. Очень впечатляющее начало. Единственное, что не очень хорошо: значительная часть отведенного периода (испытывать судьбу решили до октября) приходится на июль и август.
Все же наиболее вероятный сценарий вероятной удачи — продержаться на деньгах толпы до подхода инвестора. Потому что рассчитывать на индустриальную устойчивость краудфандинга трудно. Как авторское вознаграждение — да, но как источник дохода для организации… Это надо превращаться в Фонд мира и прочую «Дикую природу» со своими технологиями фандрайзинга, занимающими, наверное, 80% активности.

«OpenSpace.ru будет выходить на Colta.ru на наши деньги». Мария Степанова рассказывает «Большому городу» о новом ресурсе Colta.ru, идее краудфандинга, о том, сколько нужно, чтобы поддерживать хороший сайт о культуре, и о том, как все это может работать.

Михаил Ратгауз рассказывает «Слону» о финансовых и организационных планах проекта.

Подробнее об условиях коллективного финансирования — ссылка на новый адрес OpenSpace. там же можно следить за динамикой поступления средств.

Помимо уже очевидно финансового результата, есть и еще важный эффект: благодаря истории с краудфандингом удастся легко и без потерь перенести бренд (OpenSpace) на новое имя (Colta).
Еще несколько дней и добавку «бывший Опенспейс» можно не употреблять.
Потому что внимание всей релевантной публики привлечено. И не только внимание — публика еще и реально вовлечена, а это высший градус лояльности.
Вообще, насколько грамотно закрывались, настолько же грамотно и открываются.
Ну и, как сказал Александр Винокуров, кажется, они выйдут в плюс еще до открытия.
Если так, то это будет единственное в истории СМИ, срок окупаемости которого составил минус 10 дней от старта (судя по динамике поступлений).
Для истории: к концу первого дня (6 июля) опенспейсовцы  собрали треть запрашиваемой суммы (почти 200 тр от тех 600 тр, которые организаторы хотели бы собрать к октябрю).
Кстати, крайне важно и интересно будет отследить динамику сборов. По этой динамике, наложив на нее усилия зачинщиков и интерпретируя соответствия, можно будет сделать интересные и даже важные для вероятного бизнеса выводы.
Ссылка на перезапуск и финанcовые утилиты.

PS. Павел Каллиников справедливо замечает, что традиционная подписка — это тоже способ сбора денег ДО выхода.
Действительно, бывают такие издания, которые сначала собирают заказ, потом под него выходят. А если не собирают, то не выходят. Но это уже ближе не к периодическим, а к повторяющимся или даже разовым изданиям. По типу альманаха. И они, как правило, специальной тематики. В стандартном же случае (издания общего интереса) предварительная подписка никогда не отбивала всех затрат перед выходом. Ни предварительно, ни спустя год. Она всегда меньше затрат. По крайней мере, если такие примеры и удастся найти, то они будут уникальны.

PPS. Раз уж сегодня благодарственная оплата стала темой дня, сложу ссылки на похожие проекты.
1) Проект Дмитрия Соколова-Митрича THANKS JOURNALISM
2) Отчет дозорного писателя Лукьяненка об опыте открытых продаж книг по разным каналам.
3) Хороший обзор краудфандинговых журналистских проектов в Lookatme.
4) Опрос Леонида Бершидского в Фэйсбуке о том, стоит ли ему выпускать очередную свою книгу по схеме благодарственной оплаты.
5) Портал и сервис благодарственной оплаты для литераторов.
6) Пять правил краудфандинга для СМИ от Антона Носика.

Андрей Мирошниченко

 

ШЭфТ