О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Три типа заголовков: фактический, образный и заголовок - клише.

Три типа заголовков: фактический, образный и заголовок - клише.

Фактический заголовок чаще всего применяется в деловой прессе. Обычно это простое предложение, обязательно с глаголом. Фактические заголовки с глаголом обязательны для формата Hard news.
Наличие глагола придает заголовку динамику и соответствует деловому стилю. Все-таки журналистика должна отражать не столько существующее, сколько происходящее. Заголовки информационных и аналитических жанров почти всегда содержат глаголы; публицистические жанры в этом свободнее.

Три типа заголовков. Фактический заголовок

Можно выделить три основных типа заголовков.

 

Фактический заголовок в форме простого предложения (с глаголом!) передает главную мысль или интригу текста.

Фактический заголовок чаще всего применяется в деловой прессе. Обычно это простое предложение, обязательно с глаголом. Фактические заголовки с глаголом обязательны для формата Hard news.

Наличие глагола придает заголовку динамику и соответствует деловому стилю. Все-таки журналистика должна отражать не столько существующее, сколько происходящее. Заголовки информационных и аналитических жанров почти всегда содержат глаголы; публицистические жанры в этом свободнее.

Лучше всего идею фактического заголовка воплощают в редакции газеты «Ведомости».

 

Примеры фактических заголовков из газеты «Ведомости»

Банкам не хватает денег

Российский рынок не выдержал акции протеста

Центральный банк России начал экономить деньги

К апрелю будут готовы все документы для Международного финансового центра

Инвесторы ждут заседания ФРС и ОПЕК

Саркози: Франция переживет понижение кредитного рейтинга

В Латвии возбудили дело по факту слухов о нестабильности Swedbank

«ВТБ капитал»: «Новатэк» наметил амбициозные цели роста

Создание международного финансового центра отдаляется каждый день

Нефть подешевела более чем на доллар

Колокольцев попросил не испытывать полицию на прочность в день выборов

Песков: сюжет Sky News о выборах — «информационная клюква»

Спекулянты не испугались выборов

Юнкер не хочет оставаться председателем Еврогруппы на новый срок

Адвокат Pussy Riot сообщил о задержании двух участниц панк-группы в Москве

Кандидат в депутаты и член избиркома задержаны за агитацию в Москве

Молдавские коммунисты провели митинг против правящего альянса

Образный (игровой) заголовок

Образный (игровой) заголовок формирует эмоциональную реакцию, призванную вовлечь читателя в текст.

«Коммерсант» славится своими игровыми заголовками (как и рекламными слоганами). Стиль заголовков «Коммерсанта» можно охарактеризовать так: они находятся где-то в диапазоне между фактическими и образными (игровыми). Видно, что в редакции подходят к сочинению заголовков с выдумкой, уделяют много внимания игре слов и смыслов. Часто удачно разыгрывают сочетание заголовка и подзаголовка.

 

Примеры образны (игровых) заголовков из газеты «Коммерсант»

Тест на протест

Митинг в Москве собрал свыше 50 тысяч человек

 

Глава «Алтына» попала под поправку

Мосгорсуд закрыл громкое дело о контрабанде

 

«Я настойчивый малый»

Президент США вступил в предвыборную гонку

 

Делу о трансфере Павла Погребняка не хватает жизни

Следствие по нему приостановлено из-за смерти его участников

 

Платону Лебедеву разрешили уйти, не раскаиваясь

КС напомнил, что для условно-досрочного освобождения признания вины не требуется

 

Лермонтовские выборы отменили от голода

Иск участников акции протеста удовлетворен

 

Правительство поднимает напряжение в сетях

Тарифы ФСК могут вырасти вдвое быстрее плана

 

ЕС займется самооценкой

Европа пытается создать собственное рейтинговое агентство

 

Инвесторов пересчитают на входе в особые зоны

Без них ОЭЗ больше создавать не будут

 

Инвестиционный регресс

Президентские выборы изменили аппетит инвесторов

 

Играя словами в заголовке, коммерсантовцы нередко придумывают новые слова:

Панк-срок

Госдума предлагает 15 суток тем, кто обидит верующих

 

Бурепоклонник

Владимиру Путину очень нравится атмосфера перед президентскими выборами

 

Иностранствующие инвестиции

Половину зарубежных вложений Россия одолжила в Швейцарии

 

Общая взаимоневыручка

Снижение банковской выручки в США ставит под угрозу восстановление всего сектора

 

Дух перепостмодернизма

Чувство протеста освободили из социальных сетей

 

Во многих редакциях такие заголовки – плод коллективного творчества. Перед подписанием номера выпускающий и редакторы с авторами собираются и ищут наиболее удачные образы и формулировки. Обычно это метод мозгового штурма – набрасывают варианты идей, образов, формулировок. Хороший метод, которым надо пользоваться. При коллективной творческой работе мысль искрит.

§3.5. Заголовок-клише

Заголовок-клише использует известные афоризмы, штампы, клише, крылатые выражения, поговорки, пословицы и проч. для провоцирования в сознании читателя устойчивых эмоциональных и смысловых ассоциаций, которые облегчают «вход» читателя в текст.

Использовать известные изречения и расхожие фразы – известный прием. Для этого могут привлекаться афоризмы, крылатые выражения, пословицы, поговорки, изречения великих, заголовки великих публицистов, знаменитые политические лозунги и т.п.

Но при неумелом подходе заголовок-клише  часто вызывает отторжение. В большинстве случаев такие заголовки как «Лучше больше да меньше», «Один шаг вперед и два шага назад», «Головокружение от успехов» - выглядит неуместно, нарочито или излишне пафосно. И совсем уж пошло (за редчайшим исключением) использовать заголовки вроде:

Кадры решают все

Стратегия и тактика успеха

Кризисные изменения – к лучшему

Жить по совести

Семь раз отмерь – один раз отрежь

Навстречу съезду

Автоматизированная система: старт дан

Для удачного применения заголовка-клише надо иметь чувство меры и вкуса. Без пошлости и нарочитости такие заголовки удаются обычно только большим мастерам.

Лучше всего клишированные фразы перерабатывать, изменяя их под предмет статьи. Очень хорошо этот прием применяют все в том же «Коммерсанте».

Примеры заголовков-клише из газеты «Коммерсант»

Кружок "Умелые ноги"

Сильнейшие клубы разыграют медали без посторонних

(Обыгрывается устойчивое выражение «Кружок "Умелые руки"»)

 

Россия нанесла Грузии ответное предложение

МИД РФ готов отменить визы для грузин и восстановить дипотношения с Тбилиси

(«Нанести ответный удар»)

 

Президентская кампания вышла в космос

Дмитрий Рогозин обсудил с экипажем МКС грядущие выборы

(«Выйти в космос»)

 

Кандидатский минимум

Тест на узнаваемость политических и личных взглядов кандидатов на пост президента России.

(устойчивое выражение использовано без изменений)

 

Почем IPO у народа

ВТБ обнародовал подробности выкупа бумаг у «народных» акционеров

(«Почем опиум для народа»)

 

Ипотека или смерть

«Жизнеутверждающая» комедия «Самоубийцы»

(«Свобода или смерть»)

 

Краска больше чем жизнь

Выставка Николая Фешина в Русском музее

(«Ставка больше, чем жизнь»)

 

Настоящие находки запоминают надолго. В начале 90-х, когда в России развивалась региональная самобытность, многие субъекты федерации стали по-своему называть свои представительные органы власти. Это обстоятельство было остроумно обыграно все в том же «Коммерсанте» заголовком «Курултай, курултай, кого хочешь, выбирай». Заголовок впоследствии сам стал расхожей фразой, его используют уже как самостоятельную поговорку и многократно повторяли именно в качестве заголовка в регионах и даже соседних странах, где парламент называют курултаем.

Для сочинения заголовков-клише удобно использовать словари афоризмов, крылатых фраз, пословиц и поговорок. Листая подборки устойчивых выражений, можно натолкнуться на подходящую фразу, может возникнуть идея, как переработать то или иное клише. Выписав набор подходящих фраз, можно попытаться сконструировать заголовок коллективными усилиями. Лучше, конечно, перерабатывать исходные фразы так, чтобы они отражали смысл, идею, сообщение статьи или создавали нужный образ.

Заголовок-клише должен быть дополнен подзаголовком, чаще всего фактическим, заземляющим выдумку заголовка и сообщающим важные детали.


Из книги Андрея Мирошниченко «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей».


« возврат в ленту

Написать комментарий:

Текст сообщения*:
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 
Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ