О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Еще раз о тизерах. Идея тизера в заголовке

В начале 90-х после программы «Время» на первом канале появлялся молодой человек в костюме, который просто молчал секунд тридцать. Страна насторожилась. Через несколько недель человек стал угрожать: «Настанет день, и я скажу все, что думаю по этому поводу». И еще спустя время он, наконец, сказал то, что думал: «Вступайте в Менатеп!»
Это был первый в России серийный тизер.

В узком смысле слова «тизер» в рекламе означает такую двухходовую комбинация, в которой сначала загадывается некая загадка, создающая интригу, ожидание, а потом в разгадке предлагается некое рекламное сообщение.

В более широком смысле слова: тизер – это дразнилка, призванная возбудить любопытство. Эффект тизера широко применяется в интернет-анонсах. Он часто построен на спекуляции «клубничкой», иногда обращен к откровенно низменным интересам непритязательной публики.

Примеры тизеров в Интернете

Гаишник съел сразу 15 тысяч рублей

Названы лучшие гей-автомобили

Женские авто будут парковаться самостоятельно

Рыбак оказался натуралом

Вассерман сделал это

Как перевозят коров на заднем сиденье

Ксюша Собчак. "За" и "против"

Женщина убила лося и пенсионера одним выстрелом

Наталья Королева потрясает своими формами

Известный академик умер прямо в аэропорту // Этого никто не ожидал

Корреспондента Фонда защита гласности покусала рыба-лев

МЕРЗОСТЬ: Толстяк за два года сросся со своим креслом! Подробности

Заявление Андрея Аршавина ПОРАЗИЛО всех!

Такого ГОЛА еще не бывало в мире футбола! (видео)

Водитель министра обороны РФ оказался замешан в гнуснейшей истории

Карлик актер порно-фильмов для геев убит барсуками

 

Тизер содержит некую игру смыслов, иногда смешение стилей. Безусловно, идея тизера подходит для создания образных (игровых) заголовков. Однако же тизер может быть использован и для создания фактических по форме заголовков. Вот пример.

 

Анонсы-тизеры делового интернет-издания РБК на сайте GISMETEO[1]

Член правительства Аргентины погиб во время сексуального эксперимента

Санитар и бизнесмен хранили и расфасовывали деликатесную икру в морге

В Сибири радостно встретили конец света

Умер создатель сериала "Школа"

Жительница Петербурга трагически погибла в Шарм-эль-Шейхе

Российские биатлонисты установили новый антирекорд

ТОП 10 самых дорогих квартир Москвы

В Интернет попал секретный список оружия Пентагона по управлению людьми

В Белоруссии ввели табу на зарубежные интернет-магазины

Российская сборная проиграла финал молодежного ЧМ по хоккею

Супруг Тимошенко ищет политического убежища в Чехии

 

Любопытно, что это по происхождению вовсе не та интернет-желтуха, которая зазывает на грани приличий («В сеть попали фотографии обнаженного Вячеслава Малежика. Смотреть!»), а заголовки делового издания. Более того, формально они выполнены именно как фактические заголовки: это простые предложения с глаголом. Но по стилистике, образам, намекам и ассоциациям они используют идею тизера, часто «желтого» тизера.

На примере этих заголовков также можно увидеть, как журналисты используют приемы усиления значимости – приемы сенсационности[2].

1) Используется «желтая» завлекающая тематика: смерть, катастрофа, интриги-скандалы, секс, редкость, знаменитость, власть, деньги, сенсация. В каждом заголовке можно обнаружить приметы такой темы, иногда и нескольких («Член правительства Аргентины погиб во время сексуального скандала»)

2) С точки зрения логики восприятия: в формулировке тизера используется «разрыв шаблона» - парадокс, противоречие

3) Используются слова-нагнетатели[3]: «самый», «секретный», «трагический», «антирекорд».

Методы «желтой» прессы, погоня за сенсацией и «клубничкой» обычно осуждаются общественным мнением. Но с профессиональной точки зрения это нормальные профессиональные приемы, привлекающие публику, в том числе ту, которая эти приемы осуждает. Разумеется, в каждом конкретном случае при сочинении заголовка следует выбирать подобающую меру сенсационности, «желтой» завлекающей тематики. Но умеренные слова-нагнетатели из словаря сенсационной журналистики, речь о котором пойдет ниже, заголовок не испортят.

Как видно из этих примеров, идея тизера, искусственно завлекающей дразнилки, в той или иной мере может использоваться и для фактических заголовков деловой журналистики. Ведь задача заголовка – не блюсти чистоту жанра, а привлечь читателя. Разумеется, с учетом приличий, чтобы не повредить репутации компании и попасть в допуски СМИ.

Идея тизера, само собой, хорошо работает в образных (игровых) заголовках.



[1] Анонсы на другом сайте  обычно содержат максимальный заряд завлечения – так, что тизерный wow-эффект порой даже заслоняет содержание. Анонсы должны возбудить пользователя настолько, чтобы он кликнул на будоражащую надпись. При этом потом часто следует разочарование, потому что эмоциональная реакция не находит смыслового соответствия при переходе по ссылке. Конечно, эту негативную черту тизеров заголовки не должны перенимать.

[2] См. главу 5 «Приемы усиления значимости».

[3] См. параграф «Тайный словарь сенсационной журналистики» в главе 5.

Из книги Андрея Мирошниченко «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей».



« возврат в ленту

Написать комментарий:

Текст сообщения*:
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 
Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ