Публикация в СМИ – фактор личной стоимости
Редакторы охотятся за интересным и значимым. Попасть на страницы газет и журналов можно, предложив редакции интересное и значимое. Для этого не нужно рекламных бюджетов. Да и в любом случае авторская, экспертная статья предпринимателя, специалиста или общественного деятеля, опубликованная редакцией, а не рекламным отделом, будет выглядеть солиднее, принесет больше пользы автору и его компании.
Для многих специалистов и руководителей публикации в отраслевых или деловых СМИ стали карьерным трамплином. Если человек имеет публикации, становится автором и экспертом, значит, он настолько хорошо знает свой предмет, что может систематизировать свой знания, формулировать общественно значимые выводы и рекомендации, а СМИ признают за ним статус эксперта.
Наиболее распространены два типа ситуаций, когда необходимо опубликовать экспертные статьи в СМИ:
1. Специалист или руководитель хочет представить общественности свои идеи и выбирает формат экспертной статьи, которую хотелось бы зажигательно и интересно написать, чтобы ее опубликовали в авторитетном издании.
2. Перед пресс-службой поставлена задача публиковать в СМИ статьи руководства или специалистов организации; вообще-то, такая задача у пресс-служб есть всегда.
И все же их публикуют
Редакторы постоянно получают большой количество предложений и готовых статей от внешних авторов, в том числе от очевидно заинтересованных в саморекламе и продвижении людей. Большая часть этих статей и этих предложений никуда не годятся. Причем многие по формальным основаниям – они плохо сделаны, они сделаны без понимания природы журналистской или экспертной статьи.
И все же некоторые статьи после доработки публикуются. Это – нормальная практика. Во всех изданиях рады видеть хорошие статьи внешних авторов – это придает изданию стереофоническое звучание. Хорошая статья внешнего эксперта делает издание более солидным. Редакторы это прекрасно понимают. Поэтому шквалу авторских статей редакторы не рады, а хорошей экспертной статье — рады. Если она отвечает канонам журналистской статьи и требованиям редакционной политики конкретного издания
Специалист или руководитель не являются журналистом и не умеют писать так, как это нужно редактору. Талантливые пишущие «нежурналисты» встречаются редко. Далеко не всякое написанное специалистом годится в печать на том лишь основании, что специалист является знатоком своего предмета. Написание статей для газет и журналов – особое ремесло. И если хочешь быть опубликованным, исполни хотя бы базовые требования этого ремесла.
Речь не идет о том, чтобы стать журналистом – журналисты в редакции уже есть. Задача заключается в том, чтобы, оставаясь специалистом в своем предмете, автор или пресс-служба умели подготовить такую экспертную статью, которая будет принята к печати.
Свои нюансы. Имеющие критическое значение
Есть несколько ключевых факторов, обеспечивающих экспертному знанию вид пристойной статьи.
Прежде всего, необходимо связаться в редакции с «правильным» человеком и правильно предложить тему и тезисы статьи. Нужно подать товар лицом прежде всего редактору; потом уже читателю.
Важно понимать критически важные различия между бытовым, научным и журналистским текстом. Эти различия редактор видит в тексте сразу, вынося большинству присланных самоходных статей смертный приговор. Есть формальные признаки, связанные прежде всего с композицией и фактурой. Если знать их – можно завладеть вниманием редактора.
Важно понимать стилистические особенности текста в СМИ и уметь их воспроизвести – без фанатизма, без фиглярства и пафоса, а достойно, ибо автор – все-таки эксперт, а не журналист. Тем не менее стилистическая пригодность текста именно с журналистской точки зрения обеспечивает треть успеха.
Наконец, крайне важно использовать те фильтры значимости, которыми руководствуются редакторы, а не отраслевые специалисты предметники, из числа коих обычно и происходит сам автор статьи. Неверное толкование значимости является самой распространенной причиной отказов в публикации. Для общественности значимо вовсе не то, что значимо для конкретной компании или организации. А редакция выступает полноправным представителем общественности и строго блюдет этот ценз значимости. Иногда стоит ухватить лишь это правило значимости, и уже сформируется понимание, что в предлагаемой теме является действительно значимым с точки зрения редактора и может быть опубликовано.
И, наконец, правильное оформление и подача материала не только свидетельствует об авторском опыте, но и избавляет редактора от нудной работы по доводке потенциально интересного, но корявого материала. Редакторы очень не любят эту работу, потому что такие статьи – как плохой чемодан: выбросить жалко, а донести до публикации тяжело.
Этому можно научиться
Зато если автор или пресс-служба предлагают экспертную статью, выполненную по всем канонам, то это приведет не только к публикации и славе, но и к последующим редакционным заказам. У всякой редакции есть пул постоянных авторов, в том числе работающих компаниях и организациях, которым позволено писать в том числе и об опыте своих компаний и организаций.
Любой специалист или руководитель, хотя сколь-нибудь умеющий изъясняться письменно (пусть бы и с помощью пресс-службы) может стать таким автором СМИ.
Тому, как этого достичь, посвящен уникальный авторский учебный дистанционный курс (АУДК) «Как написать статью для СМИ». Аналогов этому курсу нет. Даже на отделениях журналистики готовят все-таки журналистов, но не внешних экспертов, пишущих на свои экспертные темы для СМИ. А учебный курс Школы эффективного текста позволяет за пять уроков обрести необходимые навыки написания хорошей экспертной статьи, имеющей высокие шансы на опубликования в тех изданиях, которые представляют интерес для автора и его целевой аудитории.
АУДК «Как написать статью для СМИ» будет чрезвычайно полезен:
— специалистам, желающим поднять свою стоимость на рынке труда с помощью публикаций в профильных СМИ;
— руководителям, стремящимся представить свою позицию общественности;
— общественным деятелям, желающим регулярно выступать в прессе с авторскими статьями;
— ну и, конечно, сотрудникам пресс-служб, которым надо готовить статьи от имени специалистов и руководителей своих организаций.
Знать основные правила
Итак, как же написать хорошую статью для СМИ, которая вызовет интерес и будет опубликована?
1. Прежде всего, нужно установить правильный контакт и правильно предложить статью. Здесь есть немало секретов и хитростей. АУДК Школы эффективного текста вскроет особенности восприятия редакторов и расскажет, как правильно подойти со своим предложением статьи.
2. Важно правильно определить значимость темы. Любую тему можно довернуть таким образом, чтобы она воспринималось значимой. Здесь есть свои секреты. Это умеют делать журналисты и редакторы; можно научиться и внешним авторам.
3. Важно правильно подобрать фактуру и выстроить ее композиционное расположение в тексте. Здесь есть критически важные требования, о которых за пределами редакций мало кто знает, но они составляют суть редакционной политики любого издания.
4. Важно найти верный стиль изложения и подачи материала, совместив статус эксперта, требования читабельности и стилистику издания. Здесь есть ряд формальных приемов и исследовательских настроек, которые можно применить к любому материалу. Это также эксклюзивные разработки ШЭфТ.
5. Наконец, важно правильно подать и оформить материал, что неизбежно вызовет положительные эмоции и благодарность редактора, освобожденного от нудной «заавторской» работы. Значит, редактор занесет такого автора в свой тайный wish-list и при случае будет заказывать материалы впредь.
Это ли не успех?
От корявости к блестящим публикациям, вызывающим общественный резонанс и зависть коллег и конкурентов – вот путь, который проходят слушатели авторского учебного дистанционного курса «Как написать статью для СМИ».
Примечание: АУДК в разработке