Искусственно взращиваемая политика дошла до версии «управляемая демократия 3.0»
С ростом активности Прохорова классические недовольные относятся к нему даже с большим недовольством, чем к «Единой России», которой они недовольны изначально. Это логично, если считать «Правое дело» таким же конструктом, что и «Единая Россия». И нелогично, если считать другим. Вдруг в Прохорове есть хотя бы толика пользы, а ее не видят из-за диссидентской привычки к нигилизму?
Основных претензий к Михаилу Прохорову как к политическому проекту предъявляют, обычно, две. Во-первых, политическая искусственность, во-вторых, технологическая безыскусность.
Начнем с технологических проколов. К ним относят историю с цитированием кинофильма «Брат». Плакат с Прохоровым гласил: «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее». Но вскоре появились щиты с тем же дизайном, но полной цитатой: «Вот скажи мне, Михаил Прохоров, в чем сила? Разве в деньгах? У тебя много денег и чего? Я думаю, сила в правде, кто прав, тот и сильнее! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего – сильней стал? Нет, не стал! Потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда!» Остроумный контрход. Да только чей?
У тех политтехнологов, которым поручен образ Прохорова, наверняка есть задача отмыть его от миллиардов, Куршевеля и всего олигархического. Как это сделать? Задача непростая. Возможно, хорошим решением была бы провокация и отработка темы на дальних подступах к часу Х. Пусть на самом входе Прохорова в политику общественность вдоволь посмакует «неправедные» миллиарды, пусть этот негатив выплеснется сейчас. Эту тему не глушить надо (глушить как раз опасно), а излить полной мерой. Чтобы к выборам ее пережевали и выплюнули. Отплясав на избитых очевидностях сейчас, спустя месяцы общественность не будет воспринимать их столь горячо. Если только на вторичный разогрев Куршевеля и миллиардов не будут пущены крупные калибры вроде НТВ; но этого, по-видимому, не будет.
В этой психоаналитической логике пациент изживает проблему путем ее вербализации. Главный фактор успеха – не умолчание, а время обмусоливания очевидной темы. Сейчас или перед выборами?
Теперь вырисовывается политик с понятным и приевшимся куршевельским прошлым, которое отработано и уступило место политической, а не миллиардерской актуальности образа. Собственно, акцент образа уже сместился на политические инициативы, миллиарды отмыты.
О политической программе. Невнятность ее происхождения и раздольность содержания делают Михаила Прохорова российским, а не европейским политиком. Больше того, отлов косяков и, вообще, неизбежная критика приучают комментаторов к сопереживанию и даже соучастию до степени соавторства. Забавно, что обвинения в пустоте сопровождаются довольно подробным и нередко очень толковым анализом этой пустоты с выдвижением надлежащих интеллектуальных альтернатив. «Единая Россия» и мечтать о таком не могла бы.
Версия о том, что реанимация «Правого дела» – это кремлевский проект, выглядит убедительной. Сложившаяся ситуация чем-то напоминает аппаратную альтернативу 96-го, когда за Ельцина боролись силовики, предлагавшие отмену выборов, и «демократы», отстоявшие политический путь, хотя и с отечественными перекосами. Как ни странно, сегодня управляемые партии составляют альтернативу управляемому голосованию (впрочем, не отменяя его). Ведь для победы властям вполне хватило бы кондовой работы на участках. Но они хотят контролировать настроения, пытаются строить для этого все более сложные модели. Даже если это симуляция, она все равно усложняет систему с уровня махинаций до уровня манипуляций. В махинациях-то мало кто сможет соперничать с властелинами урн. А вот манипуляции – это уже площадка для конкуренции.
Искусственно взращиваемая политика дошла до версии «управляемая демократия 3.0». Предпринимается очередная попытка подсадить в раковину песчинку, чтобы на ней нарос перламутр. С «Единой» и «Справедливой» «Россиями» замысел почти удался технически, но вот эстетически – скорее, нет: продукт больше огорчает запахами, чем блестит. Нельзя не отдать должное политическим генетикам – они пытаются снова и снова. В этот раз выпущенный на волю эмбрион уже отстоит несколько дальше от материнского лона бюрократии. Что, вообще-то, можно если не приветствовать, то наблюдать с интересом.
Одна из побочных задач новой партии – канализировать в Думу избытки согласованных. Причем под новыми и почти альтернативными знаменами. Стало быть расширяется сеть приемных пунктов, появляются дополнительные фильтры, что хоть немного, да приоткрывает форточку для проникновения в систему новых качеств.
Системные различия между партийными манипуляциями и избирательными махинациями есть, они огромны. Но, кажется, общество настолько устало от управляемой демократии в любом ее обличье, что пренебрегает нудными политическими нюансами и предъявляет претензии этического и эстетического характера.
В самом обществе орган политического восприятия огрубел и ожесточился. Кто или что должно появиться, чтобы вызвать приязнь, доверие, хотя бы снисходительное ожидание общественности? Должен ли этот субъект вырасти сам или быть искусно подсажен? Навальный вот вроде сам вырос. Однако стоило ему достичь размеров заметной выпуклости, как тут же появились обвинения то в «самопиаре» (смешное обвинение в адрес политика), то в засланности. Причем инициативное злопыхательство в адрес Навального, кажется, уже превысило размеры сопротивления административного.
Любое возвышение над политической пустыней собирает примерно ту же реакцию, что и сама пустыня, а порой и горячее. Эти силы реакции делают пустыню неуязвимой и вечной. Кстати, даже очевидно инспирированный проект «Справедливой России» не вызывал в передовых умах столько негодования, как «Правое дело». Возможно, потому, что «Справедливая Россия» никакого особого возвышения над установившейся пустыней так и не составила.
Общество вроде бы нуждается в расширении спектра. В новом, ином, разном. И в то же время запрограммировано на его неприятие. Это, конечно, тоже симптом. Политическое оскудение охраняется усилиями мыслящих людей безо всякого административного ресурса. Который уже и сам не прочь подрасширить диапазон, да все равно не верят.
Пусть Прохоров или Навальный, а лучше еще несколько бравых ребят растащат отметки политических координат хоть на несколько делений в разные стороны от нуля – вправо, влево, вверх. Неважно. Это их лучшая политическая программа, содержание вторично. Конечно, криво, когда дискуссия вырастает из имитации или по поручению, но откуда ей еще взяться, если даже самопроизвольные побеги, стоит им лишь достичь заметной величины, вызывают негативную реакцию среды, которой уютно быть против «Единой России». И заодно против всего.
Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи на портале Slon.ru