На воображаемой шкале между Куршевелем и сериалом «Пацаны» Иван Охлобыстин стоит все же ближе к сериалу «Пацаны»
У конспирологии как метода и как диагноза есть два важных, а иногда и полезных рецепта. Во-первых, ищи, кому выгодно. Во-вторых, всякое событие – не то, чем кажется; за ним стоят силы, которым выгодно. Заявление Ивана Охлобыстина о выдвижении в президенты вызывает желание объяснить это событие движением тайных сил. И таких объяснений можно предложить целых три.
Первое – хотят повысить явку и «молодежность» выборов. Кстати, это первые федеральные выборы, в которых будут голосовать избиратели, родившиеся после распада СССР.
Второе – политизация церкви достигла определенного уровня зрелости, поэтому требуется легализовать ее светских агентов влияния. Причем, опять же, в молодежной среде. При этом оружием скрытого прозелитизма становятся не только гламурный фильм, но и политическая трибуна. Здесь есть интересная и даже вполне очевидная тема растущего интереса церкви к делам мирским.
И, наконец, третья версия мне нравится больше всего, потому что предполагает сразу несколько уровней допущений. Выдвижение Охлобыстина – это ответ Путина Медведеву на выдвижение Прохорова.
Если всерьез предположить, что Охлобыстин выдвинется в президенты (в депутаты, неважно), то его политический образ, скорее всего, будет черпать стилистику все же не из священнослужительства, а из его творческой деятельности, которая имеет гораздо больший масштаб публичности. И даже так: священнослужительство, с точки зрения публики, является лишь прикольным бантиком в образе Охлобыстина.
Поэтому, конечно, политическая стилистика Охлобыстина будет формироваться его тусовочным имиджем, но прежде всего – сериалом «Интерны», который, собственно, и принес актеру всенародную известность. «Интерны», которых сравнивают с «Доктором Хаусом», явно адресованы аудитории, отягощенной интеллектом, если так можно говорить об аудитории сериала (можно!). Это молодые-городские-образованные-состоятельные-с-претензиями. Вообще-то, это аудитория Михаила Прохорова. Не готов сейчас спорить, насколько точно эти множества пересекаются, но аудитория Ивана Охлобыстина довольно надежно попадает в электорат Михаил Прохорова.
Кому надо выпускать на ту же поляну другую нестандартную, с точки зрения российской политики, мегазвезду, способную сразу возбудить общественное мнение? Причем без особых шансов на победу (победы не надо!), только бы воду помутить? Ну, в общем, про мифическое противостояние Путина и Медведева сказано уже в заголовке.
Есть еще один нюанс, как раз различающий предполагаемые политические образы Охлобыстина и Прохорова. На воображаемой шкале между Куршевелем и сериалом «Пацаны» Иван Охлобыстин стоит все же ближе к сериалу «Пацаны». Эстетически обретаясь в правом поле, в то же время своей хулиганской стилистикой он понятен городским окраинам. Этот оттенок обращения к «социально близким» – фирменная черта премьер-министра.
Поэтому если кто-то хочет видеть в политике обмен посланиями между Медведевым и Путиным, то Прохоров и Охлобыстин на роль таких посланий очень подходят.
Хотя есть и еще третья с половиной версия: надо собрать народ на предстоящее шоу Охлобыстина в Лужниках. Однако же можно представить дело и наоборот: само шоу в Лужниках (неожиданный формат для Охлобыстина) является элементом политической раскрутки актера. В общем, сложно все, неоднозначно.
Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи на портале Slon.ru