О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Ботосфера и новая раса нежити

Разделение труда: боты или виртуалы – кто более партии ценен?
Неполадки в ЖЖ вызвали очередную волну интереса к технологиям управления общественным мнением в интернете. В числе прочих тем активно обсуждают подставных фигурантов – ботов и виртуалов, создаваемых в массовом порядке для продвижения или дискредитации политических или коммерческих брендов. Уже только ленивый не пошутил, что скоро большинство дискуссий будут вести между собой симулякры. С редкими вкраплениями живых людей.

Могут ли боты и виртуалы реально влиять на умонастроения блогосферы? В «Деньгах» недавно высказан интересный тезис о том, что создатели ботов преследуют цель второго порядка: не обмануть сотню-другую пользователей, а исказить общий фон и повлиять на выводы аналитиков, которые ведут статистический учет преобладающих настроений. А уж выводы аналитиков повлияют на решения важных людей, использующих эти аналитические исследования…
Всего можно выделить три основных цели массового создания ботов и виртуалов.
1. Попытка реально влиять на умы. Она очевидно малопродуктивна, потому что к инспирированным мнениям вирусный редактор чуток и брезглив.
2. Попытка создать массив нужных реплик для искажения «усредненных» настроений, которое может учитываться, например, поисковиками или аналитиками. Эффективность тоже сомнительна, но, теоретически, большой объем нужных реплик может исказить общие ориентиры.
3. И, наконец, самый действенный мотив: необходимость отчитаться перед заказчиком. На такую-то сумму создано столько-то ботов и виртуалов, размещено столько-то сообщений на стольких-то ресурсах. Все ясно и понятно – измеримо.
Оценить эффективность воздействия заказных реплик на блогосферу стоит гораздо дороже, чем их разместить. Так и чего заморачиваться эффективностью? Гони план по валу и вал по плану. В свою очередь, заказчики, особенно политические, тоже вполне могут быть удовлетворены количественными отчетами. Потому что им тоже надо сдавать отчеты. Подшивая к ним, кстати, аналитические исследования из пункта 2, показывающие, насколько вырос в интернете объем нужных мнений. Размещенных теми же ботами из пункта 3.
Таким образом, ботосфера стимулирует сама себя. Вызывая у живых людей, которые скоро останутся в меньшинстве, оправданное раздражение.
Но раз уж направляемые на «работу в интернете» средства убедительнее всего (так, чтобы заказчику было понятно) воплощаются в активности искусственных персонажей, то так тому и быть: число человекоподобных симулякров будет неуклонно расти. В общем, войну клоническую предвижу я, как сказал бы магистр Йода.
Поэтому нам, человеческим обитателям блогосферы, стоит присмотреться к будущим подселенцам – нам с ними жить. Очевидно, искусственный народ будет не только размножаться, но и эволюционировать. Уже можно ставить вопрос о разделении труда между ботами и виртуалами.
Боты удобны тем, что почти любое их количество создается нажатием кнопки в нужный момент. Хорошие репликогенераторы помогут ботам пробубнить что-нибудь на заданную тему вразнобой, чтобы искалка не выявила лингвистической схожести реплик. Казалось бы – красота! Одно плохо – профайл пустой и только что создан. От него веет железом.
Когда Шустов продвигал свою водку, он направил в московские кабаки студентов, которые громогласно требовали у официанта шустовскую водку и скандалили, если этой водки не было. Студенты хоть и были подосланными, но у них было наиважнейшее качество – они выглядели как студенты. Этого ботам не добиться.
Вопрос о покупке людей на роль интернет-клакёров, видимо, можно рассматривать. Люди больше всего похоже на людей. Но у людей много минусов. Они малочисленны, дороги, неуправляемы, риск утечки…
Так что элита сетевого клакёрства – виртуалы. Искусственно созданные персонажи с ролевыми характеристиками и относительно достоверными профайлами. И самое главное – с реальной историей предыдущих сообщений.
Наверное, пора уже разоблачить эту коварную технологию создания хомячков массового поражения, которую возьмут на вооружение SMM-агентства через пару лет. Помните, как в «Звездных войнах» каминоанцы создавали армию клонов на продажу для будущей войны? Дроидов-то наштамповать можно быстро, а вот клонов нужно любовно выращивать загодя. Хоть и по ускоренной программе, но все же проходя естественные стадии человеческого, то есть блогерского развития.
SMM-агентства начнут выращивать про запас (на продажу) взводы и роты типовых виртуальных персонажей. Среди них могут быть, например, серийные «студент», «спортсмен», «военный», «провинциал», «девочка-припевочка» – психологам хватит работы по описанию типовых ролей и индивидуальной детализации профайлов. Специальные операторы будут тренировать виртуалов, создавая им биографию. Причем в своей сетевой части эта биография будет реальной. Синтез творческой воли оператора и программных средств поможет придать симулякрам ту человечинку, которой начисто лишены боты. Вековая мечта человечества о создании себе подобных…. Но сейчас не об этом.
Десять настоящих студентов могут за полгода–год вырастить тысячу студентов искусственных. Неплохой актив. Эти виртуалы будут вести свои аккаунты в ключевых соцсетях, размещая по паре сообщений в месяц, а главное – активно френдясь. Они могут быть политически нейтральны или загодя группироваться в боевые подразделения по политическим предпочтениям. В спящем режиме они будут наращивать биографию, чтобы в нужный момент выступить на стороне заказчика. Сотни, тысячи виртуалов с реальными профайлами и историей сообщений – это высокоразвитая раса клонов, создаваемая дальновидными SM-маркетологами.
При этом посев новых урожаев надо производить постоянно: ведь многие виртуалы, засветившись в какой-либо кампании, будут отработаны и непригодны для других кампаний. Нужны будут новые порции виртуального мяса. Заселение соцсетей виртуалами-заготовками примет характер демографического взрыва. То, что мы наблюдаем сейчас, – цветочки.
Создавать и поддерживать виртуалов под конкретные проекты раскрутки или нападения – это не новость. Но выращивать оптовые партии заготовок на продажу – видимо, инновационная SMM-услуга. Технологически решение простраивается, больших ресурсов не потребуется. Самый главный ресурс, не замещаемый ни деньгами, ни программными средствами, – предвидение. То есть время. Возможно, оно уже начинает свой отсчет, и опытные партии диахронических виртуалов поступят на рынок к выборам.

Андрей Мирошниченко
Оригинал статьи на Slon.ru

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ