Телевидение абсорбирует миллионы человек-часов незанятого времени, приучая к аккумулированному пассивному пристрастию. При распространении социальных сетей эти же миллионы человеко-часов незанятости получают ту же аккумулированную возможность расходования, но только уже не пассивного, а активного.
Телевидение подготавливает такую степень концентрации коллективного свободного времени, которая, будучи перевернута от пассивности в активное участие, обеспечивает социальный взрыв.
Это примерно соответствует ленинской идее об исторической миссии империализма: империализм обеспечивает такой уровень концентрации собственности, который как раз и потребен для социалистического государства. Поэтому империализм — материальная подготовка социализма, канун революции.
Нечто похожее происходит при переходе общества от сжигания свободного времени народа телевидением к сжиганию свободного времени народа соцсетями. Уровень концентрации человеко-часов тот же, порог входа в соцести не выше, чем в телепросмотр. При этом пассивное сжигание времени заменяется возможностью инвестировать время в общую активность.
Важен именно момент перевод концентрированных миллионов человеко-часов из пассивного состояния в активное.
Если в этот момент других способов абсорбции свободного времени нет, этот социальный переход создает взрыв.
В России: телевидение, вроде бы убаюкивающее и отвлекающее миллионы, на самом-то деле формирует ту степень концентрации интертаймента, которая при предстоящем и неизбежном переходе в соцсети даст взрыв.
Зы. По Марксу, количество досуга является мерой прогресса. Я бы сказал все-таки — качество. Именно неприкаянные человеко-часы, перешедшие от пассивности ТВ к активности соучастия привели к бунтам в арабиях и, что трудно объяснить иными причинами, — в Лондоне.