Можно вывести даже закон медиаэволюции: стоит только открыть людям хоть какую-нибудь возможность личного выражения, хотя бы ленинградский рок-клуб, весь аполитичный — закончится всё все равно политикой. Кривой, разной, но политикой. А уж внутри нее будет рафинироваться то, к чему наполняющий ее материал способен.
Роман Фролин в Фэйсбуке пишет: «Со мной что-то не так! Меня активно перестает интересовать вся эта фигня, которую вы тут обсуждаете. Листья коки в Боливии, ответственность за регистрацию 500 таджиков, кто еще и куда позвал Депардьё и т.д. Зачем это все? У некоторых людей это вытеснило из фейсбука семью, друзей, работу, еду и прочие человеческие радости. Странно!»
Да-да-да, это оно, ощущение передано точно. Эволюция медиа-активизма. Люди обнаруживают, что публичные темы обеспечивают им больший отклик, чем частные (а почему должно быть иначе?). И переключаются. Постепенно все больше людей переключается на политику. Так рождается сетевая Агора. Жажда отклика — топливо соцмедиа.
Так из медиа-активизма рождается интерес к общественной тематике — просто технической причине поиска положительной обратной связи.
Из всего набора частных интересов только котики могут противостоять этому неизбежному проклевыванию общественного сквозь частное.
Вот на эту же тему примеры, раньше писал:
Зубная паста с гражданской позицией или Эволюция медиаактивизма
8 июн, 2012 at 6:01 PM
Некий предприниматель, производящий зубную пасту, вкладывал в коробочки с тюбиками свои письма счастья — буклетики с авторскими колонками. А недавно темой колонки стал гражданский манифест против коррупции. В общем, дошла волна протеста до всех способов публикаторства; теперь не только в сети.
Сообщение об этом стало чрезвычайно популярно в FB. «Московские новости» пишут статью, спрашивали комментарий, так что завтра выйдет.
Спрашивают еще, как это соотносится с сутью вирусного редактора. Я думаю, все дело в неизбежной эволюции публикаторства. По моему мнению, стоит только открыть шлюз для авторства, как начинается эволюция медиаактивизма. В погоне за качеством и количеством отклика люди развивают навык публикаторства: от котиков и трепа — к волонтерству, гражданскому и политическому активизму.
С древних времен гражданские и политические темы были лучшим способом добычи отклика, уважения, а значит, лучшим способом социализации. (К этим темам способны вовсе не подростки, но зрелые мужи.)
Так работает позитивный фильтр отбора, направляющий движение медиаэволюции: от приколов с котиками — к постам с политикой и прочим гражданским звучанием.
Это не отдельные стадии, это последовательные этапы эволюции медиаактивизма в среде свободного авторства. Эволюция
неизбежна, она запрограммирована техническим устройством среды — самой возможностью свободного, ничем не стесненного авторства. Не все этот путь проходят, но для всех он открыт.
Можно вывести даже закон медиаэволюции: стоит только открыть людям хоть какую-нибудь возможность личного выражения, хотя бы ленинградский рок-клуб, весь аполитичный — закончится всё все равно политикой. Кривой, разной, но политикой. А уж внутри нее будет рафинироваться то, к чему наполняющий ее материал способен.
Клэй Ширки, кстати, очень подробно анализирует виды публикаторской активности — от Lolcats до Grobanaits Charity и Ушахиди. Но рассматривает их как отдельные стадии. Я же вижу в этом эволюцию среды. Важно — эволюционируют не виды (дрозофила в шимпанзе не превращается), а именно система. Она находит новые возможности для самореализации (добычи отклика). И те, кого ит мэй консёрн, ими пользуются, взбираюсь на эволюционную пирамиду повыше.
Впервые идею эволюции медиаактивизма описал в «Московских Новостях»:
Почему благополучные стали сердитыми
Качество государства оскорбляет права потребителей
И частично обосновал здесь:
OPENSPACE.RU
Адаптация медиа с Андреем Мирошниченко
О недоумении институтов по поводу сети
Почему несогласные никак не предстанут для согласования
Андрей Мирошниченко
PS.
А вот первоисточник темы с зубной пастой.
Пишет Алина Митюшова
(не знаю, она ли первоисточник, но цепочка ведет к ней; и этот пост в FB за две недели получил 307 публикаций)
Удивительное дело. Компания Splat запустила одну из самых прекрасных рекламных стратегий, которую я видела за последнее время. Теперь к каждой упаковке прилагается «авторская колонка» за подписью генерального директора
компании, Евгения Дёмина.
Поначалу это были письма о детях, жизни, здоровье, написанные складно, доступно и мило.
Но каково же было моё удивление, когда в новой упаковке пасты лежало письмо про коррупцию. А если точнее, про главврача детского онкологического отделения в Краснодарском крае. История проста: дорогостоящие лекарства, помогающий сплатовский фонд, требования главврача покупать лекарства только в указанной им аптеке, где наценка на препараты составляет 20-25% и т.д.
Мне кажется, это и есть то, что называется зарождением гражданского общества. Когда человеку не страшно, когда он посылает куда подальше все принципы маркетинговых ходов и делает из своего мнения целую авторскую колонку на волнующую его
тему (и тема это не котятки и весна, а коррупционное устройство государства). Когда этот же человек вдруг оказывается способным увидеть любую поверхность, как платформу для обсуждения и высказывания — будь то Чистые пруды, facebook, телеканал Дождь или, в данном случае, рекламная брошюрка в упаковке из-под пасты. И это очень круто.