О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Ведутся работы по созданию новых чувств с помощью гаджетов

Ведутся работы по созданию новых чувств с помощью гаджетов

Немецкие ученые придумали пояс, feel-space belt, который позволяет человеку чувствовать магнитное поле земли и ориентироваться по сторонам света, как это делают птицы и некоторые другие животные.

At theUniversity of Osnabruck in Germany, a group of scientists have been developingthe remarkable ‘feel-space’ belt which allows the wearer to feel the earth’smagnetic field, just like birds do. 

Слушал по радио выступление автора этого проекта. Чувство магнитного поля Земли присуще многим животным, но за него отвечала часть мозга, которую потом у человека пришлось занять под другие функции. И чувство атрофировалось. Сейчас проверяют, можно ли его восстановить. То есть может ли человек после долгого ношения пояса научиться и потом чувствовать стороны света БЕЗ пояса (сам автор в это не верит). Кстати, друг подсказал: есть такой ошейник для собак — по мере удаления от хозяина он бьет питомца все более сильным разрядом. Воспитывает чувство привязанности.

Пока, конечно, это симуляция — стороны света редуцируются через вибрацию к тактильному, по сути, ощущению. А потом организм учиться интерпретировать эти вибрации. То есть это не настоящее новое чувство.

Но работы по созданию новых чувств с помощью гаджетов ведутся. Для слепых переделывают цвета в звуки с помощью гаджета. Другой гаджет, типа мундштука, позволяет передавать картину сканируемого пространства…в рот. Легкие электрошоки во рту – учитывая, что это емкая полость, позволяют передавать «содержание» пространства вокруг человека. И т.п.

Всего, оказывается, у человек не пять, а 33 чувства, включая такие, как чувство голода, баланса и т.п. Популярные пять чувств — это основной интерфейс взаимодействия с физическим миром, наиболее информативные и частотные каналы.

По мере гаджетизации организма, безусловно, набор чувств ДОЛЖЕН будет расширяться. Например, играя в трехмерном шутере несколько часов, геймер утрачивает чувство гравитации и начинает мысленно передвигаться, как летающий во все стороны юнит. Любопытно, что первичные цифровые чувства ДОЛЖНЫ будут симулировать нечто производное от чувств физического мира.

Но потом они начнут отрываться от физической реальности все дальше и дальше. Вживленная платежная карта, безусловно, должна родить ощущения полноты или пустоты банковского баланса. Должны будут появиться наводимые в при подключении когнитивного интерфейса ощущения расстояния до собеседника в цифровой реальности. Аналогично: должно появиться ощущение времени реплики собеседника – давно или нет, свежее высказывание или уже полежало. Также должно появиться ощущение массивности темы; впрочем, это уже можно ощущать по количеству лайков и перепостов, например. Но в будущем это должно стать чувством, как мы чувствуем энергию толпы на стадионе или пустоты в пустой комнате.

 

Можно вообразить некоторую шкалу, где на одном полюсе – где в начале находятся наведенные чувства, которые, по сути, редуцированы к уже известным физическим ощущениям. Следующая отметка – ощущения симулируются; потом наводятся новые ощущения по подобию физических (на этом этапе уже необходимо подключение сознания к цифре); потом наводятся раннее неведомые чувства, безо всякого подобия в природе. Новые чувства существа, живущего не в физическом, а в цифровом мире.

Друг подсказал, что в начале этого процесса были приборы, датчики, разного рода измерители, использующие значали аналоговые, потом цифровые данные. Да, приборы служили таким интерфейсом, они передавали сигналы уже не первой сигнальной системы, и даже не второй, а второй с половиной.

Вскоре грядет третья сигнальная система. Это будет прямое наведение цифровых ощущений разной степени оригинальности, не встречающихся пока в живой природе.

В общем, дальнейшее погружение в наведение чувств, а также и создание новых чувств, неизбежно приведет к созданию совершенно новых, не сводимых к физическим аналогам переживаний и ощущений. И возникнет простой и понятный соблазн: сконструировать чувство счастья. Как те крысы с рычажком, подключенным к центрам удовольствия.

И в этот момент произойдет (мгновенное, учитывая предсингулярный порог) испытание нового послечеловеческого существа кайфом. А если взять в расчет еще и всемогущесть этого существа, то – безграничным кайфом.

Собственно, риск проваливания в беспредельный кайф и будет порогом доступа личности в засингулярность. (О проблеме испытания кайфом писал, в частности, три года назад на Слоне: «Актуальные вопросы копирования личности».)

Андрей Мирошниченко

PS. Затравка следующей темы.

Параллельно идет отделение телесной функции от подкрепляющего её эффективность удовольствия. Прежде всего — и это наиболее заметно — сексуальное удовольствие отделяется от продолжения рода. Начиная от глянцевых журналов и заканчивая излишествами всякими нехорошими.

Захватывающая тема: вычленение и синтез вкусовых добавок. Flavour помидора, выделенный одним из первых и присвоенный чипсам, обманывает организм — тело не получает того питания, которое было в томатах закреплено за этим вкусом. Краем уха слышал об исследованиях: что будет, если дети хорошо реагируют на наведенную вкусовыми дизайнерами обманную привлекательность синтезированных flavours, — станут ли дети пищевыми идиотами?

Впрочем, замена и отмена телесности — давний тренд.

 

ШЭфТ