Семинар для издателей, редакторов, журналистов федеральных, региональных и корпоративных СМИ, а также сотрудников пресс-служб.
Семинар проводится по заказу корпораций, ведомств, редакций СМИ в рамках их учебных программ. Количество участников – 20-25 человек.
Форма: 4-дневный семинар-тренинг с разбором кейсов, творческими и контрольными заданиями для закрепления материала. По ходу семинара решаются конкретные производственные задачи участников.
Цель семинара:
— ознакомить участников с передовыми тенденциями и технологиями интернет-журналистики.
— развить навыки и знания, необходимые для реализации успешного медиа-проекта в Интернете.
Программа семинара «Интернет-журналистика: создание контента, взаимодействие с аудиторией»
Программа семинара
|
День первый. Конвергенция: Интернет и СМИ. Будущее журналистики |
10.00-11.30 |
Смерть газет. Причины, логика, этапы. Роль интернета, дистрибуции, демографии. Последнее газетное поколение и первое цифровое поколение – водораздел 90-х годов. Освобождение авторства. Что происходит с журналистикой, когда бывшая аудитория лишает СМИ монополии на производство и распространение контента. Авторствующая публика. Что происходит с аудиторией, получившей возможность авторства. Медийное самообслуживание. |
11.30-12.00 |
Кофе-брейк |
12.00-13.30 |
Журналист против блогера. Эволюция медиа-активности рядовых пользователей. Жажда отклика. Медийная сила котиков. Вирусный редактор – распределенное существо интернета. Отбор, редактирование и доставка релевантной информации в интернете. Партизанская журналистика против профессиональной журналистики. Вирусный редактор Интернета против редактора-человека в старых СМИ. Последние преимущества старой журналистики: сжатие повестки, управление темой, способность работать с будущим. Раздражение публики от Интернета. Новый общественный запрос на авторитетность источника. |
13.30 – 14.30 |
Обед |
14.30 – 16.00 |
TheDailyMe: сам-себе-медиа. Пределы персонализации контента. СМИ как инструмент обобществления повестки. Функция СМИ – сжимать картину и устранять многообразие мнений. Трансляции и вовлечение. Перспективы трансляционной журналистики: корпоративные, правительственные, дотируемые медиа. Перспективы вовлекающей журналистики: ульевые медиа. Завершение эпохи институциональных СМИ. Превращение медиа из института в функцию. |
16.00 – 16.30 |
Кофе-брейк |
16.30 – 18.00 |
Четыре типа публикаторов – человек-как-медиа, знаменитость-как-медиа, бранд-как-медиа, первородные СМИ. Медийная конкуренция и гонка медийных вооружений. Человек больше не охотится за информацией. Контент как приманка. Контент будет бесплатным для аудитории. За контент платит не потребитель, а поставщик. Журналистика брендов убивает рекламу в СМИ, которые лишись монополии на канал доставки. Дисперсия медиа-бизнеса. Печатный рубль превращается в цифровую копейку. Кто заплатит за журналистику. Поиск новых доходов. Рекламные спецпроекты. Новые рекламные форматы. Возможны ли приличные способы участия рекламодателя в контенте? Джинса 2.0. Вероятные организационные и бизнес- модели СМИ в условиях освобожденного авторства. |
|
|
|
День второй. Подача материала. Работа с фактурой и текстом. |
10.00-11.30 |
Работа с фактурой. Текст журналистский, научный и обиходный – отличия. Логическая структура журналистского произведения. Главное – сразу! Принцип перевернутой пирамиды в журналистике. Сжатие картины миры в повестку дня журналистскими средствами. Понятие интересного и значимого в журналистике. Градация значимости публичных сообщений. Информационный повод. Виды информационных поводов. Где найти и как придумать информационный повод. |
11.30-12.00 |
Кофе-брейк |
12.00-13.30 |
Система журналистских жанров. Использование жанров. Изменения в системе жанров. Влияние мультимедиа на жанры СМИ. Характеристики ключевых жанров и форматов. Статья, заметка, интервью, колонка. Новые форматы: фичер, профайл, listicle. Принцип разнообразия жанров. Принцип «Что? Где? Когда» и «5W and How?» «Жесткая» и «мягкая» заметка. Жесткий и мягкий стиль в журналистике. |
13.30 – 14.30 |
Обед |
14.30 – 16.00 |
Работа с текстом. Композиция журналистского текста: заголовочный комплекс, лид, «тело». Типы заголовков. Типы лидов. Как сочинить ударные заголовок и лид. Приемы усиления текста. Как использовать знаменитостей, чужую славу, цифры, «большие» и «маленькие деньги», знаменательные даты и т.п. Тайный словарь сенсационной журналистики. |
16.00 – 16.30 |
Кофе-брейк |
16.30 – 18.00 |
Практикум: написание заметки на заданную тему с использованием приемов усиления текста. |
|
|
|
День третий. Взаимодействие с аудиторией. От трансляции к вовлечению. |
10.00-11.30 |
Коллективный разбор результатов практикума. |
11.30-12.00 |
Кофе-брейк |
12.00-13.30 |
Гражданская журналистика: приручение блогера редакцией. Эволюция читателя. Пирамида читательского интереса. Типология ленивого авторства. Как работать с тяжелыми и ленивыми авторами из публики. Сервисы ленивого авторства: опыт мировой журналистики. |
13.30 – 14.30 |
Обед |
14.30 – 16.00 |
Crowd Journalism – толпанаслужбередакции. Кейс The Guardian ипр. Тематическое планирование с участием аудитории. «Заавторство» как прием вовлечения аудитории. Новые медиа – это платформа для авторства аудитории. Медиа как экосистема. |
16.00 – 16.30 |
Кофе-брейк |
16.30 – 18.00 |
Приручение selfie. Технологии ульевых медиа, работа с аудиторией, примеры. Трансляционная журналистика наносит ответный удар. Отказ онлайн-СМИ от читательских комментариев. Учреждение редакций в социальных сетях. |
|
|
|
День четвертый. Мультимедийная журналистика. |
10.00-11.30 |
Статья как проект с точки зрения подачи. Мультитекст и мультиформат. Цитаты, прямая речь, эксперты. Врезы, крики, справки. Отказ от текстоцентризма. Инфографика, контентный дизайн, мультимедиа. Журналистика больших данных. Робожурналистика. |
11.30-12.00 |
Кофе-брейк |
12.00-13.30 |
Статья как проект с точки зрения разработки темы. Квант контента и шэринг в Сети Работа с текстом после опубликования. Продвижения текста, автора и бренда. Новые подходы к рубрикации СМИ: матрица и корзина Агрегация, кураторство. |
13.30 – 14.30 |
Обед |
14.30 – 16.00 |
Новые форматы навигации в редакционном контенте. Плитка против строчки. Разбор профильных сайтов. Мультиплатформенная редакция как центр управления контентом. Принцип Digital First. |
16.00 – 16.30 |
Кофе-брейк |
16.30 – 18.30 |
Круглый стол (по тематике проекта) |
|
|
Дополнительные материалы: Рабочая тетрадь тренинга с основными слайдами.
Семинар проводился для пресс-секретарей, редакторов и журналистов корпоративных изданий ВТБ24, НЛМК, СалаватГазпромНефтехима, Трубной металлургической компании, PepsiCo, Стинс Коман, ГазпромНефти, ОМК, Гидеон Рихтер, Министерства образования, а также для региональных департаментов СМИ, Агентства стратегических инициатив (правительство РФ), Informburo.kz (Казахстан) и ряда других компаний, ведомств и издательств
Концепции и практические материалы семинара были также представлены/собраны на форумах и семинарах (включая авторские):
— Media and Popular Culture (Canada, 2015)
— Queen’s Media & Journalism Conference (Queen’s University, Kingston, Canada, 2015)
— Международный форум Media Future, РИА «Новости» — (Москва, 2013, 2014)
— Fininternet — 2014 (Москва, 2014)
— XVI фестиваль СМИ Челябинской области (Магнитогорск, 2014)
— Всероссийский семинар-тренниг для преподавателей факультетов журналистики (Пермский университет, 2014)
— 2-й Международный форум #Медиаблог 2014 (Алматы, 2014)
— The Tech Talk on Media at the Google Headquarters (Mountain View, CA, USA, 2013)
— The lecture at the Department of Marketing, Mendoza College of Business, University of Notre Dame (IN, USA, 2013).
— Уральский Медиафорум 2013 (Екатеринбург, 2013),
— Фестиваль «Байкальская пресса – 2013» (Иркутск, 2013, 2014),
— Himan as Media, the seminar at the Woodrow Wilson International Center for Scholars (Washington, DC, USA, 2012).
— Медиафорум «Енисей.РФ-2012» (Красноярск, 2012),
— Форум «Власть, общество и СМИ» (Фонд развития информационной политики, Москва, 2011, 2012).
— Семинар в клубе «Правда жизни» (Екатеринбург, 2011),
— Форум Пресс-клуб в Ярославле (2011),
— Yalta Digital Forum-2011. (Украина, Ялта, 2011)
— 5-й Международный Саммит региональных издателей (Альянс независимых региональных издателей, Архангельск, 2011),
— «Дни Диалог Маркетинга в Украине» (Киев, 2011),
— «Дни PR на Юге России» (Ростов-на-Дону, 2011),
а также в Медиашколе АиФ, на других семинарах и форумах для специалистов в сфере медиа и корпоративных коммуникаций.
Автор семинара
Мирошниченко Андрей Александрович, руководитель Школы эффективного текста «Медиа», медиа-аналитик, журналист, консультант в сфере корпоративных коммуникаций, к.ф.н., эксперт программы Фулбрайта (США), преподаватель бизнес-школы Госуниверситета управления и Московской государственной юридической академии. Работал редактором и главным редактором в региональных и федеральных деловых СМИ («Финансовая Россия», «Независимая газета», «Банковское обозрение» и ряде других; опыт редакторской работы в СМИ — 20 лет).
Авторкниг:
— Man as Media. The Emancipation of Authorship. (2014, наангл., https://www.amazon.com/dp/B00HLT7H0E )
— «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретаря» (2012)
— «Корпоративная пресса. Руководство к действию» (2011; редактор, соавтор)
— «Когда умрут газеты» (2011),
— «Как написать пресс-релиз» (2010),
— «Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: практическое руководство» (2008) и др.
E-mail: aamir2003_at_list.ru.Сайт: www.aka-media.ru