О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Клубная оплата вместо пэйвола

Интересный опыт платной модели применяет «ПостНаука». Они привязали плату не к товару, а к плательщику: пользователи могут платить в личных кабинетах ЗА ЧТО-НИБУДЬ — от покупки сопутствующих товаров, продажей которых, вообще-то, уже должны заниматься СМИ, до прямых donation, «чтобы Провал не проваливался» — в общем, чтобы поддержать проект.

Ведь есть же какое-то количество людей, готовых поддерживать медийный проект, особенно специализированный. Если с ними деликатно работать и не очень мучить, их регулярные пожертвования могут заменить подписку. Немного докрутить, и эти пожертвования можно сделать клубной платой. Плюс, как уже сказано, возможность покупать что-то еще — от билетов в театр до коллекционных штучек. Плюс продажа какие-то сервисов.

По сути, здесь СМИ переходит в некую клубную форму.

Это направление не заменит подписку (плату за контент) ни по сути, ни по объемам. Но дополнительный источник даст. Кроме того, это формирование ядра лояльности.

Теоретически, каждое СМИ должно подумать, какого типа клубом оно может стать. И пытаться собирать пожертвования или членские взносы (с упором все же на пожертвования), с продажами сопутствующих услуг. Такой своеобразный fremium.

Вот что пишет руководитель проекта Ивар Максутов в Фэйсбуке:

Еще одна важная функция нового движка — это подписка. В долгосрочной перспективе мы решили сделать ставку не на плату за контент, а плату за сервис. Тому несколько причин:

1) просветительский проект по определению нельзя делать закрытым и убирать за пейволл (читатели не поймут или просто «спиратят» в благородных целях);

2) большинство пользователей пока не готово платить за контент и в принципе негативно воспринимает любые формы монетизации контента (в т.ч. за счет рядом стоящего e-commerce);

3) мы видели, что пользователи при этом готовы активно донатить, при условии, что им дадут удобный интерфейс и объяснят, куда уходят деньги.

Посему мы заложили в основу будущего движка платежную систему, связанную с личным кабинетом. Тем более, что нам и так надо было продавать книги, курсы и разную сувенирку. На ее отладку у нас ушло довольно много времени, а полноценно ей заняться у нас пока так и не получилось, но за год-полтора собралась какая-никакая data.

Первым делом мы донастроили систему рекуррентных донатов, которую мы и считаем основой будущей подписки.

Сейчас это 114 активных подписчиков, которые в среднем платят по 345 рублей в месяц (что больше, чем подписка на Republic;)).

С января мы активизировали работу со «спящими» подписчиками (нет денег на карте, старая карта и т.п.), а это +45% к числу активных, стата начала активнее расти. Еще столько же «неактивных», т.е. тех, кто ввел свои данные, но по какой-то причине подписку не оформил (а это в 2,5 раза больше числа активных подписок). С ними мы планируем начать работу после запуска личного кабинета.

Скромная сумма ежемесячных сборов (40k/месяц) нас не пугает, поскольку с текущими подписчиками мы практически не работали. Нет обратной связи, регулярной рассылки или каких-то отчетов о развитии проекта. По нашим подсчетам (а он позволял посчитать с высокой точностью кол-во подписчиков у других проектов) у ПостНауки активное ядро — это 1600-1800 человек. Это те люди, которые пользуются сайтом больше нескольких раз в неделю и потому заинтересованы как в наличии контента, так и в удобном сервисе работы с ним. Именно для них мы и будем предлагать такой тип «инклюзивной» подписки.

В личном кабинете мы интегрируем различные функции вроде истории просмотров, подкастов, избранное, рекомендательные потоки, отслеживание курсов и результатов тестов, кастомные тесты, заказ материалов, вопрос ученому, комментарии, статистика изучения материалов и т.п. Подписчики получат расширенный функционал.

Подобная система не заменит, разумеется, в ближайшие время спецпроекты и иные формы развития ПостНауки, но в перспективе 2-3 лет позволит существенно снизить зависимость от них.

Есть и запасной маршрут: если мы увидим, что подписка растет не так активно, как нам того хотелось (т.е. что читатели не хотят платить за сервис или контент в целом), то мы активируем краудфандинговую систему, предлагая читателям, поддерживать конкретные контентные проекты.

В конечном счете, я полностью разделяю тезис о том, что «если ты читаешь статью и не заплатил за нее, то за нее заплатил кто-то другой». Медиа сами загнали себя в ловушку, захватывая когда-то онлайн за счет бесплатного доступа к контенту. Как из того анекдота: «прибыли нет, зато какие обороты!»

Думаю, что правильная работа с читателем постепенно позволит медиа уйти от текущей зависимости от рекламной модели (с перегибами типа «нативки»), восстановив разумный баланс между рекламой и подпиской.

UPD Подписку можно оформить вот тут — https://postnauka.ru/donate

 

ШЭфТ