Последняя газета закроется 28 сентября 2037 года в 16.00. Это будет районка. Федеральные издания исчезнут на порядок раньше. «Коммерсантъ» будет закрыт в 2024 году, а «Ведомости» в 2023 г. Такой прогноз к недоумению некоторых редакторов ярославских газет сделал медиа-аналитик, автор книги «Когда умрут газеты» Андрей Мирошниченко. Он выступил на очередном заседании «Пресс-клуба», который много лет проводится ярославским филиалом сотового оператора «Билайн».
14 октября в «Дублин-Пабе» прошло новое заседание «Пресс-клуба». На этот раз пресс-секретарь ярославского отделения «Билайн» Екатерина Попова вместе с неизменным модератором клуба Романом Соколовым предложили для обсуждения тему «Когда умрут газеты?»
Это не первая подобная дискуссия, в которой я принимал участие. Но до сих пор все выступающие обращали внимание лишь на тревожные симптомы, угрожающие состоянию традиционной журналистики. Причем, эти симптомы имели как локальный характер, связанный с деградацией профессии из-за тотальной цензуры в России, так и общемировой, вызванный развитием интернета.
Андрей Мирошниченко проследил последствия симптомов, и чтобы придать ситуации четкий завершенный характер, пошел на определенную провокацию и назвал точную дату «смерти» последней в России газеты.
Андрей Мирошниченко отмерил срок журналистике
Это выигрышный метод, он позволяет сразу понять проблему, запомнить ее и начать думать о будущем масс-медиа в практическом направлении. Но есть опасность, что эффект от смелого футуристического предположения затмит настоящий смысл того, что Андрей хотел сообщить аудитории.
Обычно проблема ставится так: печатные СМИ умрут, потому что им на смену придут интернет-издания. Но Мирошниченко говорил о более значительной тенденции: об исчезновении монополии на трансляцию информации, которую до сих пор имели СМИ. И уже вслед за этим о «смерти» газет как таковых.
— В настоящее время мы наблюдаем процесс освобождения авторства. Сейчас 2 миллиарда людей имеют возможность писать, публиковать информацию, а в обозримом будущем их будет 5 миллиардов, — говорил Мирошниченко.
Телеинтервью у Джемира Дегтеренко
До этого за всю историю человечества с учетом всевозможных писателей и журналистов было почти 130 миллионов авторов. А сейчас счет идет на миллиарды.
— Журналистика лишилась монополии на информацию. После чего стало понятно, что главной ценностью профессии была не сама информация, а именно монополия на нее.
С утверждениями выступающих хотелось поспорить
Ирина Ваганова защищает вековые устои профессии
Блогеры интернет-площадок, пользователи многочисленных форумов, просто комментаторы различных публикаций занимают информационное пространство, и к этой аудитории может присоединиться практически каждый. Достаточно иметь доступ к интернету и желание хоть что-то написать.
Конечно, эти миллиарды авторов «рождают шум», превращают информационное поле «в свалку». Но, по замечанию Мирошниченко, технологические фильтры позволяют потребителю делать соответствующую выборку.
Андрей развивал тему и дальше, он говорил, что профессия журналиста исчезнет, но сама функция работы с информацией сохранится.
Руслан Тарковский готов испробовать технологии будущего на себе
Однако ключевым моментом все-таки был тезис о потере монополии на авторство. И он касается не только журналистов. Интереснее проследить развитие этой темы по отношению к литераторам. Они уже сейчас обнаруживают, что аудитория, для которой они пишут, сама состоит из авторов, причем таких, кто старается изменить систему координат, превратить писателя и его читателей в собственную аудиторию. Что, конечно, травмирует, даже подготовленных людей. В качестве примера можем перечитать историю ухода Евгения Гришковца из Живого Журнала.
Интрига вечера: как выглядит новый пресс-секретарь «Билайна»?
В зале ирландского паба тоже нашлись те, кому озвученный вариант развития журналистики показался противоестественным. Главный редактор муниципальной газеты «Городские новости» Ирина Ваганова была принципиально против такого сценария.
— Этого не может быть, это провокация, — возмущенно заявила она и привела показательный пример, доказывающий сохранение разницы между профессионалами и любителями. — Все мы дома готовим, но при этом продолжаем ходить в рестораны.
Прекрасные Екатерина Попова и Ирина Курочкина
Больше всех радовался наступающим переменам музыкант Руслан Тарковский. Он находился в возбужденном ожидании таких технологий, которые позволяли бы потреблять информацию без посредничества, чтобы она «поступала прямо в мозг».
Глядя на расставленные по барной стойке кеги я представил, что информационные технологии достигли такого уровня, что знание научились растворять в приятной жидкости, обязательно различимой по вкусу и насыщенности. И у нас есть выбор, заказать бутылочку «Городских новостей» или кружечку «Сноба».
Тем временем за стойкой бара…
И вот, с каждым глотком содержание проникает действительно в мозг, не обязательно в виде слов, сразу в виде чистого знания о предмете.
Желание избавиться от посредничества влияет не только на проблему авторства, но и текста. Именно текст, (а не автор) является самым принципиальным посредником.
«Многа букаф, неасилил» — это лозунг борьбы с текстом. Самые популярные блоги те, что с фотками. Искусство передачи изображения словами становится не актуальным, а те, кто на нем специализировался, уступают историческую роль вот этому методу поступления информации прямо в мозг.
Я эту тему еще раз обдумал во время фуршета, когда мы пили белое сухое.
10 лет работы «Билайна» в Ярославской области отметили фирменными коктейлями
Вообще-то для Мирошниченко был заявлен оппонент — издатель журнала о медиабизнесе «Новости СМИ» Джемир Дегтеренко. Но он ограничился тезисом, что бумагу держать приятнее, чем планшет, а газеты если и умрут, то никак не ранее, чем через 100 лет.
Особая прелесть билайновского «Пресс-клуба» в том, что он кроме интеллектуального содержания несет в себе характер светского мероприятия.
На сей раз его главным мотивом было 10-летие присутствия «Билайна» в Ярославской области. На заседание клуба был приглашен первый ярославский абонент сотового оператора Владимир Горкин, который подключился к «Билайну» 14 сентября 2001 года. Роман Соколов вспомнил историю развития мобильной связи, а Екатерина Попова вручила награды тем журналистам и изданиям, кто за эти годы наиболее профессионально работал с темой массовых коммуникаций.
Гостям были предложены на пробу праздничный торт, причудливый коктейль в фирменных расцветках, а также сухое вино к дружескому столу. Отсутствие полусладкого – это тоже современная тенденция корпоративных мероприятий.
Денис Лупекин
фото Виталия Вахрушева