К сожалению, в уходящем году в отечественной медиаотрасли было больше потерь и поражений, чем приобретений и побед. Количество печатных СМИ и их тиражи упали, подписка на газеты и журналы сократилась. Попытки издателей заработать в Интернете кончились неудачей. Печальный, но емкий обзор итогов года от Александра Оськина, руководителя отраслевой Ассоциации распространителей прессы. Заканчивается единственной хорошей новостью — сообщением о запуске кладбищенской газеты «Московский некрополь».
Конец декабря – время подводить итоги 2011 года, строить планы на наступающий год Дракона. К сожалению, в уходящем году в отечественной медиаотрасли было больше потерь и поражений, чем приобретений и побед. Количество печатных СМИ и их тиражи упали, подписка на газеты и журналы сократилась. Попытки издателей заработать в Интернете кончились неудачей, доходность здесь составляла примерно 2-3 процента, и это на фоне обширных публикаций и высказываний о предстоящей кончине печатных СМИ. Налоговая нагрузка на медиаотрасль только выросла. Таможенные пошлины на не производимые в России сорта типографской бумаги вернулись к прежнему уровню, а на некоторые сорта и выросли. Отчисления в социальные фонды в размере 36 процентов от ФОТ стали ещё одной удавкой на медиаотрасли и прежде всего на распространении прессы. Усилились гонения властей на систему распространения прессы и прежде всего на киоски. Здесь власть и крупный ритейл сошлись в едином порыве, для некоторых регионов киоски прессы оказались неинтересными, т.к. это не шаурма или пиво, здесь незаконных поборов и взяток особо не соберёшь. Для супермаркетов не только пресса, но и любая мелкая розница также не нужна, потому что сокращает число покупателей в торговых центрах, гипер- и супермаркетах. Число безработных журналистов и продавцов прессы стало больше. Подписка на газеты и журналы продолжает падать со скоростью 1-2 процента в полугодие, но это в среднем, для ежедневных газет этот показатель значительно хуже.
Власть, имея контролируемый «зомби-ящик» и несколько сотен прикормленных газет, ничем другим больше не интересуется, поддержки не оказывает.
Поэтому, с грустью провожая уходящий год, я не испытываю никакого энтузиазма в отношении года наступающего. Молодёжь всё меньше читает текст на бумаге, а в Интернете больше «чирикает» и пишет примитивные опусы.
Это в Европе в 2011 году взяли курс на введение нулевого НДС на печатные и электронные СМИ. Это в западных странах правительства оказывают серьёзную поддержку печатным изданиям, выделяют субсидии на торговые объекты прессы. Это только парламенты стран ЕС принимают законы в поддержку медиаотрасли и финансирования льготной подписки для молодёжи.
В Кремле и Белом доме начались кадровые перестановки, но общеполитический тренд, видимо, не изменится. У поляков есть по этому поводу мрачная шутка о том, что люди во власти – как воробьи на ветках. Дерево потрясли — все воробьи улетели, а потом вернулись назад, но расселись уже по другим веткам.
Хотелось бы, чтобы все негативные тенденции в нашей отрасли остались в уходящем году, но особой уверенности у меня в этом нет. Хотя есть одна любопытная новость. В конце года в столице стала выходить кладбищенская газета «Московский некрополь». Она будет освещать различные аспекты ритуальных услуг, похоронного дела и распространяться на кладбищах и в офисах соответствующих профильных контор. Проект новый, но очень перспективный.
Александр Оськин
Источник — блог автора