«Главным достижением подписной кампании 2012-1 стал уверенный рост подписных тиражей во многих регионах России (относительно подписной кампании на первое полугодие 2011 года)», – сообщает Ассоциация распространителей печатной продукции. В Ингушетии тиражи выросли на 17%, а в Бурятии — на 24%.
Далее в релизе идет обзор рекордных показателей.
«Чемпионом по версии Каталога агентства «Роспечать» стал женский журнал «Сандра» (рост на 157%). Хорошие результаты по этому каталогу продемонстрировали издания «Вестник МЧС» (156%) и «Вестник Росреестра» (153%). В Объединенном каталоге «Пресса России» сравнимые результаты показали детский журнал «Волшебный» (рост на 207%), газета «Пенсионеры Подмосковья» (147%) и издание «Золотые рецепты наших читателей» (147%).»
Ну и пара таблиц. Например.
Центральные издания — ТОП-10.
Прирост тиража относительно 2011-1 (%)
Готовим дома 38695
Садовод и огородник 585
Звери. Домашние животные от А до Я 548
Магия и красота 284
Растем вместе 336
Волшебный 206,9
Сандра 156,6
Вестник МЧС России 155,7
Вестник Росреестра 153,4
Пенсионеры Подмосковья 147,4
В общем, АРПП, видимо, изменила тон. Раньше били в набат, говорили о том, как все плохо. Но бесконечные сообщения о плохом положении дел, конечно, приводят к упадку настроения и ощущению безнадежности. Вот, решили поменять настрой — подписка-де на издания растет на сотни, а порой и тысячи процентов при умелом подходе.
Но, на мой вкус, немного переборщили. Слишком много изданий со странными названиями. Указан рост в процентах, но не в абсолютных величинах. Отчего злопыхатели могут заподозрить, что у изданий-рекордсменов количество подписчиков выросло с 150 до 430. Вряд ли это как-то характеризует положение дел на рынке подписки в целом.
Интересно, что издание «Готовим дома» из таблицы, показавшее рост на 38 тысяч процентов, в самом релизе все-таки в качестве примера не упоминается. У авторов не хватило духу. А ведь какой прекрасный показатель. Его им еще припомнят. В Фэйсбуке уже пишут: «Гримасы кризиса», «магическая цифра, вводит в транс», «не тем мы занимаемся», «Интересно, что они там готовят?», «растишку и куришку»…
Ну и главное – общей цифры по стране нет. Выросла ли подписка в целом? А что там с изданиями, у которых в шапке стоят более известные названия?
Так что релиз не информационный, а пропагандистский, что, наверное, правильно. Надо бороться. Он завершается так: «Результаты подписной кампании на первое полугодие 2012 года стали хорошим подтверждением того, что прогнозы о скорой смерти печатных изданий явно преувеличивают «масштаб бедствия»». Да, против 38695 процентов прироста тиража не попрешь.
Правда, совсем отказываться от алармистских заявлений тоже нельзя. Иначе, если все так хорошо, то трудно будет требовать от государства поддержать подписку и распространение.
Придется, видимо, распределить фанфары и набат следующим образом. Издателям – бравурные рапорты, чтобы не падали духом и не опускали рук. Всем остальным – катастрофные отчеты о падении рынка, отказе от чтения, закрытии киосков и пр. Главное, чтобы издатели их не читали.
Что еще любопытного в сообщении АРПП? Распространители отмечают изменение состава «растущих» изданий: «Анализ динамики подписных тиражей у издателей также внушает оптимизм. Долгое время рекордных тиражей добивались «кулинарные» газеты и издания «полезных советов». В минувшую подписную кампанию ситуация начала изменяться. На роль «локомотивов подписки» стали претендовать финансовые издания, женские журналы, социальные издания, детские журналы и даже корпоративная пресса.»
Андрей Мирошниченко
25 января 2012 года