О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Обзор медиа-событий и медиа-аналитики от Школы эффективного текста «Медиа». Выпуск № 4-12, 24 февраля 2012

В феврале в сфере медиа много событий. На пике политическая активность, начинается высокий деловой сезон. В связи с этим предлагаю несколько заметок.

До чего дошел прогресс
Один умный магазин выявил беременность школьницы по ее перемещениям и покупкам раньше родителей. И послал на дом скидочные купоны на товары для беременных. Так родители и узнали. Системы слежения и анализа перемещения и покупок позволяют классифицировать покупателя и делать ему персональные предложения. То есть накопление данных об интересах возможно не только в интернете. Распознать, классифицировать и упаковать человека против его воли становится все проще. Подробнее — в статье «Как и для чего ритейлеры следят за покупателями?»
Я не так давно писал о том, что Большой брат вырастет из маркетинговых, а не полицейских функций. Миром будет управлять тот, кто придумает кросс-операционные программы для управления данными всех этих CRM. Цифровой динамический портрет каждого человека со всей подноготной, извлеченный из пересечения всех баз, позволит делать с этим человеком все, что угодно. Базы данных будут сдавать в аренду компаниям и политикам. На смену финансовым рантье придут рантье облачные. Об этом – давняя колонка на «Слоне»: «Когда начнется тотальная слежка за нами? Большой брат не будет носить полицейского мундира. Он будет выглядеть как Цукерберг или Джобс»

О конвертации общественной позиции
Много сейчас говорят о том, как общественная позиция в медиа конвертируется в потенциал бизнеса. Применительно к «Дождю» и вообще. Вот любопытная иллюстрация. У Божены в декабре 2011 посещение ЖЖ выросло до 2,5 млн. При среднемесячном за год — примерно около 1 млн. В соседнем посте Божена рассказывает об эффективности рекламы в своем блоге — тоже весьма любопытно.
Да, конечно, есть соблазн заявить, что Божена ведет интересный блог ради привлечения рекламы. Это, конечно, серьезное обвинение. Но оно вряд ли отражает весь набор мотивов. Вполне возможно, Божена ведет интересный блог для того, чтобы вести интересный блог. Способ существования такой. И реклама – да.
Мораль: активность в любом случае полезна, если человек профессионально работает в сфере публичной активности. В последние месяцы одним из заметных генераторов трафика стали политические темы. Яркие авторы, имеющие механизмы монетизации, получили от этого не только «самопиар», но и конкретные выгоды.
Вообще-то, Божена, получается, по месячной аудитории на пике попадает примерно в высшую лигу по меркам традиционных СМИ. Как бы ни старались классические редакции, им предстоит конкурировать не только между собой, но еще и с сотнями Божен и Носиков. При этом объем трафика и качество аудитории уже сопоставимы, а вот расходы на производство контента – не сопоставимы.

В ряды сторонников благодарственной оплаты влился Леонид Бершидский
В «Снобе» Леонид Бершидский опубликовал статью «Как спасти контент». Он описывает концепцию «Плати сколько пожелаешь», она же концепция благодарственной постоплаты. Леонид предлагает механизм оплаты авторам за контент из специального «общака-депозита» по алгоритму, учитывающему лайки.
Жаль, в обзор не попал российский журналистский эксперимент, который проводит Дмитрий Соколов-Митрич. В целом идея Леонида как утопическая красива, практически имеет шероховатости:
1. Не всё достойное лайкают. Лайк — типичная реакция определенной части общества, чаще всего молодой. Пойдет содержательное и форматное искажение «платежной оценки». И следом — кривой фильтр отбора.
2. Часто лайкают низкое: возгонка рейтинга — это стремление вниз. Пойдет еще и такое искажение.
3. Лайковое мошенничество. Чего проще — нагонять лайки через друзей и знакомых, а возможно и ботами.

PS. В пятницу я приглашен на запись телепередачи «Гражданин Гордон», надеюсь, успею. Тему анонсируют так: «Слом эпох», разговор о смыслах, культурологический спор. Главный вопрос – есть ли у «цивилизации потребления» будущее, или мы входим в темную комнату, откуда нет дверей… Смотрите на Первом канале в воскресенье, в 23.00.

С уважением,
Андрей Мирошниченко
 

Новости Школы эффективного текста «Медиа» События на рынке СМИ и медийная аналитика

Прокремлевский активист полчаса атаковал вопросами случайного человека, думая, что это Немцов В течение получаса, пока они ехали в аэроэкспрессе, энтузиаст мучал безвинного человека нападками. Честно записал все на телефон и выложил в сеть, гордясь, видимо, тем, как «уконтрапупил» самого Немцова. Журналистский пыл любителей способен доставить случайным прохожим немало хлопот. В условиях, когда каждый становится сам-себе-медиа, возникают и вот такие издержки.

Андрей Васильев: Мне понравилось, что получилось не позорно
Андрей Васильев о проекте «Гражданин Поэт». Между строк Васильев очень любопытно подтверждает порочность и исчерпаемость т.н. журналистики факта: «…я и от «Коммерсанта» очень устал, потому что любая заметка появлялась в газете, я уже понимал, что ее много раз читал» Поток мелькающих фактов — что может быть бессмысленнее. Особенно теперь, при вале информации в интернете.

Бершидский: «Я бы не сказал, что журналисты «слили» всю войну». Интервью Наталии Ростовой в «Слоне» – Вы как-то говорили о том, что можете назвать момент, с которого добывать информацию стало намного сложнее. Когда и почему это произошло?
– Совсем точно не назову, но я бы сказал, что это случилось с началом второго срока Путина. Власть окончательно законсервировалась и почему-то всем вокруг стало понятно, что мнение Громова – это не хухры-мухры. Примерно к этому же времени пиарщики стали одерживать верх над журналистами в бизнес-историях. В отличие от журналистов, они становились все дороже и профессиональнее по своей вредоносной части.

Охота на «джинсу». Этот пост оплачен
Олег Кашин в своей колонке вспоминает, как появились платные посты в ЖЖ и сравнивает джинсу в блогах с джинсой в газетах.

Простая платная модель для СМИ
Автор статьи, управляющий французского консорциума электронной прессы ePresse, приводит математические сухие расчеты. Слишком простые, чтобы быть реализованными. И главная ошибка адептов платной модели – они думают о должном поведении субъекта, но совершенно не берут в расчет поведение среды.

Qwerty-стандарты для медиа-измерений. Как считать СМИ? И главное – что считать?
Старая типология подразделяла СМИ по каналам доставки. Один канал – одно СМИ. Теперь контентная «душа» СМИ легко отделяется от «тела» канала.
В новых условиях старые методы измеряют, по сути, транспортную ипостась медиа, но уже не контентную. Чем дальше будет идти развитие платформ и их конвергенция, тем больше будет обостряться «измерительное» противоречие между контентом и каналом…
Можно привязать измерение к условной единице в 1 кашин, например. И считать СМИ в кашиных. Это получится даже весомее, чем в попугаях.

Февраль 1917-го. LIVE. Спецпроект «МН»: Февральская революция 1917 года в режиме онлайн «Московские новости» изобрели новый жанр. События февральской революции описали так, как современное СМИ вело бы репортаж о народных протестах. Получилось  необычно.

ВЦИОМ: рейтинг популярности социальных медиа
Самыми популярными социальными сетями Рунета остаются «Одноклассники» (ими пользуются 73% пользователей Интернета) и «ВКонтакте» (62%). Третье место занимает сеть «Мой мир», популярность которой существенно выросла (с 22 до 31%). Значительно увеличилась аудитория зарубежных сетей Facebook (с 5 до 18%) и Twitter (с 2 до 9%). Доля пользователей остальных сетей не превышает 6%. Всего доля ежедневных пользователей Сети составляет 36% (год назад было 30%).

Stars and Authors Square Off in Russia. The battle lines are drawn in Russia’s political standoff: It’s the movie stars against the literati
На Блумберге — Леонид Бершидский с интересной статьей о ситуации в России. К известному противостоянию «интернет VS телевизор» он добавляет новую грань: «зрелища против текста».

Ростовский ИД «Крестьянин» объявил мобильную подписку
Подписка осуществляется с помощью SMS-сообщений. Стоимость подписки на полгода (от 60 до 500 руб. в зависимости от издания) списывается с мобильных счетов абонентов «Билайн». После проведения платежа с плательщиком связывается оператор редакции для уточнения адреса доставки выбранного издания. Доставка газет осуществляет ФГУП «Почта России».

Four Ways to Slice Obama’s 2013 Budget Proposal
Нарядный образец контентного дизайна: инфографика по поводу сокращений и увеличений расходов в бюджете США в соответствии с предложениями Обамы. И еще интересно осваивать новое логическое назначение пропорций цвета-размера-формы. Новый семантический код, вместо языка. При этом способный отлично (и проще языка) передавать сложные аналитические идеи.

Cosmopolitan выходит на рынок ювелирных украшений и аксессуаров в России В магазинах формата Cosmopolitan Accessories будет продаваться ювелирная бижутерия из серебра, а также сопутствующие аксессуары. Есть аудитория, есть умение обратиться к аудитории. Что еще нужно, чтобы сделать бизнес? Медиа становятся зонтичный брендами за пределами медиарынка.

Сети против институтов
Является ли конфликт между государством и сетевым обществом политическим? Чем на самом деле недовольна власть, когда она смотрит на протестующих? Мнение основателя Школы эффективного текста Андрея Мирошниченко. Видео, 9 минут

Эффект неожиданности. Как рекламируют себя компании в оригинальных флэшмобах В начале января французская марка Etam организовала в парижском музее Орсе рекламный флэшмоб: три модели в разноцветном нижнем белье пробежались по залам среди удивленных посетителей. В последнее время флэшмобы из социальных развлечений превратились в полноценный рекламный инструмент, позволяющий бренду без особых затрат привлечь к себе внимание, пусть и порой скандального характера…. Постановочные флэшмобы становятся модным и действенным инструментом рекалмы и продвижения. В статье — отличная подборка кейсов и роликов.

 

ШЭфТ