О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Есть разница между свободой медиа-бизнеса и свободой слова. О независимости и региональных СМИ

Валерий Панюшкин в "Снобе" пишет («Проданные журналисты»). На одном его семинаре региональная журналистка показала сюжет о том, как Дед Мороз и Снегурочка по поручению администрации поздравляет глухих детей. Панюшкин возмутился - глухота лечится, государство даже оплачивает операции. СМИ должны рассказывать не о том, как администрация поздравляет глухих детей с Новым годом, а о том, почему она их не вылечила. На что журналистка ответила:
— Я не про лечение детей. Я же про елку снимала. Это же по договору информационного обслуживания..
На основании этой истории Панюшкин делает вывод:

"И тут я ее услышал. И крыть мне было нечем. Дело в том, что все, буквально все без исключения провинциальные средства массовой информации живут не за счет подписки, и не за счет розничных продаж, и не за счет рекламы даже. Они все живут за счет договоров об информационном обслуживании, которые заключают с местной властью. ...Если договоров об информационном обеспечении не будет, ни одно — повторяю, ни одно! — провинциальное издание не удержится на экономическом плаву. За информацию о том, что у нас земля непахана, дороги нечинены и дети нелечены платить не хочет никто. Никакие читатели, никакие рекламодатели."

Причастные увидели и возмутились. (Мария Эйсмонт, PublicPost, "Недопроданные журналисты", а также в ЖЖ у Панюшкина и в прочих местах, где эта колонка обсуждалась). Независимая региональная пресса, говорят они, есть. И называют издательские дома, которые живут без договоров с властью.

В пример приводятся экономические выкладки по некоторым отдельно стоящим изданиям. Выручку там приносят реклама и продажа копий в разных пропорциях. Правда, выясняется, что пресловутые договора с администрацией все равно почти у всех встречаются, но копеечные – 2-3% от выручки, погоды не делают, поэтому не считается.

Претензия этих издателей к Панюшкину понятна: почему он сказал, что "все без исключения", тогда как исключения есть.

Панюшкин говорит, что, вообще-то, писал про возмутительный факт, когда журналист сообщает о чиновничьем подарке глухому ребенку, но не сообщает, что глухоту можно и даже должно вылечить, но чиновник этого не делает, а журналист довольствуется договором на информационное сопровождение. Категоричность же своих слов Панюшкин предлагает считать художественным приемом ("...Поймите меня: я тысячу раз слышал слова, подобные Вашим и тысячу раз натыкался на то, что они враньё... Мои "тысячи" -- это риторическая фигура, глупо укорять меня в том, что никаких тысяч нет, а есть 127 случаев"), хотя сам же требует от региональных журналистов фактчекинга.

Но это все не о том.

Кто сказал, что прессе для независимости достаточно не иметь с властью финансовых отношений? Это условие для свободы СМИ, конечно, необходимое, но все-таки не достаточное.

Есть разница между свободой медиа-бизнеса и свободой слова. Экономическая самостоятельность, сохраняемая двумя-тремя десятками региональных СМИ, не тождественна политическому понятию независимости прессы и, тем более, юридическому понятию свободы слова. Это лишь некий относительный максимум, которого добиваются лучшие представители СМИ в регионах; впрочем, как и на федеральном уровне.

В красный угол в качестве иконы положена экономическая независимость, а не собственно свобода слова. Это очень глубокая и по-своему опасная подмена - она заслоняет суть. Между прочим, природе известны случаи, когда крупнейшие национальные СМИ живут на деньги налогоплательщиков и не является экономически независимыми, но при этом являются независимыми СМИ. Так что между экономической независимостью и независимостью СМИ есть большая разница, увы, для нас уже неразличимая.

PS. Вышеизложенное не означает и не должно вызывать пренебрежения к тем издателям, которые строят свой бизнес сами, продавая продукт на рынке, продавая после написания, а не до.

Когда сторонники концепции «Все продано» саркастически требуют составить список независимых региональных изданий, защитники факта наличия независимой прессы предлагают список участников Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). Это правда; АНРИ  объединяет 62 издательских дома, среди которых значительная часть экономически самостоятельны и по-журналистски дерзки – насколько это возможно в существующих реалиях.

« возврат в ленту

Андрей МирошниченкоЗдравствуйте, я Андрей Мирошниченко. Это мой проект: Школа эффективного текста "Медиа". Я провожу исследования, консультации, семинары по старым, новым и корпоративным медиа. Читать дальше...
НОВОСТИ ШЭфТ
Вместо копипаста
» "...Мне кажется, прежде всего Яковлеву не хватило жесткости и воли реализовать свой изначальный замысел до конца. Возможно, он был поставлен в настолько идеальную с точки зрения финансов ситуацию, что это его расслабляло."
Новый вице-президент медиагруппы ЖV Ксения Соколова о "Снобе" в интервью Глебу Мореву на OpenSpace.
» "...Блогеры, социальные сети - на мой взгляд, все это сопоставимо с традиционной медициной, когда, не получая качественной помощи, мы бежим к колдунам, знахарям, пытаясь найти рецепты. Впрочем, хороший колдун имеет больше пациентов, но вы уверены, что этот колдун точно и адекватно представляет себе качественное лечение? То же самое и в современных блогах. Я внимательно смотрю за развитием блогосферы, но будем откровенны, что никакого качественного контента в этих блогах мы не видим". Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов.
» – Вернемся к Ломоносову. Если бы он сейчас пришел из Архангельска, он бы поступил на журфак МГУ?
– Он бы точно не поступил. Потому что когда он пришел с обозом в Москву, уровень подготовки у него был очень невысокий. И если бы его тестировали, он бы не сдал ЕГЭ.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова, из интервью "Новым известиям".
» "Условием выживания для традиционных СМИ станет участие в социальных играх, в мероприятиях, которые ассоциируются с медийными брэндами. Те, кто будет вне этого процесса, в конце концов потеряют бизнес." Очень трезвые оценки и верные намерения в интервью нового CEO Playboy Скотта Фландерса о выживании прессы: "Преимущество традиционных СМИ - ограниченность ресурсов".

 
Поиск на сайте
 
ШЭфТ