О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

На закрытие РИА Новости: от новых медиа к старой пропаганде

Андрей Мирошниченко уверен — ликвидация хост-агентства Олимпиады накануне Игр подчеркивает назидательный характер решения

Поразительно, но времена такие, что даже государственное агентство может оказаться «звеном гребаной цепи». Этой метафорой в медиатусовке с легкой руки Филиппа Дзядко последние два года обозначают череду увольнений и сокращение пространства для маневра в СМИ.

Два месяца назад я писал, что государство выращивает на медиарынке тандем двух госмонстров — ИТАР-ТАСС и РИА Новости. По рынку, действительно, ходили слухи о том, что ИТАР-ТАСС стал получать в последнее время хорошее финансирование. Они нанимали сильных людей, причем порой из коммерческих и относительно свободных СМИ, где дела идут все хуже. Такого рода конкуренция была бы похожа на соперничество ВТБ и Сбербанка в банковской сфере. Их состязание удивительным образом носит одновременно и бюрократический, и рыночный характер. ИТАР-ТАСС стал демонстрировать результаты. Скажем, чуть ли не первое программное интервью нового руководителя Центробанка Эльвиры Набиуллиной появилось 3 сентября именно в ИТАР-ТАСС. С точки зрения конкуренции СМИ это очень хороший показатель.

Но теперь видно, что укрепление ИТАР-ТАСС происходило не в пару к РИА Новости, а на замену. По всей вероятности, ИТАР-ТАСС станет теперь главным новостным агентством для внутреннего вещания, а «Россия сегодня» займется вещанием внешним. Попутно можно отметить, что идея телеканала Russia Today, нацеленного на внешнюю пропаганду, разрослась до масштабов государственного агентства. Сметя по пути РИА Новости. Любопытно, что руководитель телеканала Russia Today Маргарита Симоньян сообщила, что узнала о переменах из СМИ.

Произошедшее «повышение эффективности деятельности государственных СМИ» можно условно разделить на два мероприятия: усиление внешнего вещания и ликвидацию собственно РИА Новости. Вторая часть, возможно, и была главной задачей преобразований. И реализована она, как это бывает в подобных случаях, с некоторой даже назидательной жесткостью, чтобы однозначно считывался «курс партии». Как водится, подобные решения не просто производят некое действие, но и воздают всем причастным «по заслугам», а также подают правильный знак остальным участникам процесса.

Назидательный характер ликвидации тем очевиднее на фоне предстоящей Олимпиады. Ведь РИА Новости имело статус национального хост-агентства для освещения зимних Игр. Занимались аккредитацией, создали специальную «инфраструктуру, позволяющую эффективно освещать события Игр». Вот один из еще недавних жизнеутверждающих заголовков агентства: «Сто дней до Сочи-2014: как страна увидит Олимпиаду глазами РИА Новости». Дней осталось уже не сто, а шестьдесят, а глаза уже ликвидированы.

Закрытие РИА Новости — серьезное потрясение, и, видимо, уже событие года для российского медиарынка. Безусловно, государственный статус этого СМИ накладывал определенные отпечаток на отношение к нему части медиатусовки. Но при всем том, РИА «Новости» было самой продвинутой медиаорганизацией на пространстве СНГ. В агентстве были создан центр медиаисследований, современный мультимедийный пресс-центр, внедрен новый формат работы ньюсрума со всем полагающимся современным оборудованием. Все это, кстати, в 2011 году было продемонстрировано тогдашнему президенту Дмитрию Меведеву, который, как известно, увлекался инновациями. Так что если кто-то хочет видеть в череде политических событий демонтаж мифологического медведевского наследия, то ликвидацию РИА «Новости» тоже можно туда записать. Добивают остатки инноваций и модернизаций, причем в самых неожиданных местах.

Стоит еще вспомнить, что РИА Новости успело несколько раз провести Future Media Forum — крупнейший форум по медийной тематике. Проект РИА Новости «Ты репортер», внедривший формат гражданской журналистики, развивал на российской почве одну из самых модных тенденций в мировых медиа (сравните, например, с проектом CNN iReport). Конечно, инновационные программы подкреплялись хорошим государственным финансированием. Но одного финансирования недостаточно — необходимо еще желание руководства. Всем этим мультимедийным красотам и инновациям вряд ли будут уделять столько же внимания в новой организации. Судя по всему, от нее потребуются инновации не в медиа, а в пропаганде.

РИА Новости, по сути, возвращается туда же, откуда вышло на заре демократических преобразований — к формату «Агентства печати «Новости»», пропагандистскому оружию СССР. Кстати, совсем недавно, месяц назад, один из бывших руководителей агентства Алексей Волин рассказывал о том, как в 90-е из АПН создавали РИА. Интервью вышло в самом агентстве с заголовком: «Пулемет был перенацелен вовнутрь». Получается, что теперь агентство нацелили обратно.

Стиль РИА Новости был достаточно вольным, насколько это возможно для государственной организации в России. Он даже был более журналистским, чем бюрократическим, что по нынешним временам присуще далеко не всем негосударственным СМИ. Руководство РИА приглашало на проекты именитых журналистов, потерявших работу по причине развертывания все той же «цепи», предоставляло возможности реализовать себя людям, далеким от апологетики государственного строя. Возможно, эти обстоятельства тоже сыграли роль при определении нового расклада в системе информационного обслуживания государственных интересов. В целом, произошедшая перемена вполне укладывается в логику политических и общественных преобразований — они все больше носят мобилизационный характер.

Андрей Мирошниченко

Источник: Colta.ru

 

ШЭфТ