О ПРОЕКТЕ ШЭфТ     НОВОСТИ     МЕДИА. ИНСАЙД     ТЕКСТ: KNOW HOW     КОРП. МЕДИА     КОЛУМНИСТИКА     ВИДЕО. ШЭфТ     МЕДИА. ФОРСАЙТ     КОНТАКТЫ  

Обзор медиа-событий и медиа-аналитики от Школы эффективного текста «Медиа». Выпуск № 30-14, 13 марта 2014

Галину Тимченко сняли с должности главного редактора «Ленты.ру»
«Спасибо, было очень интересно», — написала Тимченко в своем Facebook
Большинство сотрудников «Ленты.ру» уходят вслед за главным редактором
Журналисты выступили с заявлением о давлении на редакцию.

12 уволенных редакторов
Галина Тимченко покинула пост главного редактора Lenta.ru. Редакция восприняла увольнение как акт цензуры. Однако СМИ трясет в последние время не только в России, но и за рубежом. Поэтому в этом списке вы найдете не только громкие отставки российских главредов, но и зарубежных коллег

Мэрия Москвы купила «Аргументы и факты»
Мэрия Москвы приобрела у «Промсвязькапитала» издательский дом «Аргументы и факты». Сделка была безденежной, говорят покупатели, им достались долги — 2 млрд руб.

Роскомнадзор накажет СМИ только за четыре матерных слова
Эксперты надзорного ведомства составили список нецензурных слов. Все остальные ругательства можно употреблять с пометкой «16+»

ИД Родионова: закрытие бумажного XXL, смена главреда в FHM, жизнерадостная «Крестьянка» и другие планы на 2014 год
Начиная с февраля 2014 года, перестанет выходить бумажная версия журнала  XXL. Причины закрытия проекта — экономические… Одновременно с решением о закрытии бумажной  версии проекта было принято решение о создании нового мощного мужского интернет-портала, посвященного всем традиционным мужским направлениям.

Мясникова: концепция Cosmopolitan работает везде
Первый главред российского Cosmo о том, как рождался женский «глянец» в России.

Алексей Волин: «Нам совершенно не стыдно за нашу позицию»
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин назначен в июле 2012 года. Сейчас своим интервью Slon он доказывает, что государственная политика в области СМИ будет более агрессивной, а в отстаивании своих позиций Россия будет апеллировать к консерваторам за рубежом, как на Востоке, так и на Западе. Позицией остальных решено пренебречь, потому что целые группы людей – это либо «больные люди», либо «фрики», мнение которых никому не интересно. Журналистика в этой картине мира – лишь функция обслуги, а сотрудники СМИ призываются к личному обогащению.
В интервью Волин также рассказал о задачах, которые ставит государство в области СМИ в перспективе, о своем опыте «работы на дядю», о том, чем Россия свободнее западного мира.

Игорь Ашманов: «Превратить внутреннее пространство страны в черное пятно для АНБ – да, это государственная задача»
Очень хорошее интервью Ашманова про «охрану периметра» в Интернете.

«Добрым словом и деньгами». Кремль готовится забрать местную прессу под свое крыло
Администрация президента запускает новый проект — НКО по развитию региональных СМИ. Авторы — Вячеслав Володин и управление внутренней политики Кремля. Новая структура будет поддерживать прессу, прежде всего, оппозиционную. Самым ярким противникам губернаторов обещан высокий статус — их включат в попечительский совет. При такой схеме, даже при наличии выборов губернаторов, региональным политикам придется оглядываться на Кремль.

«Инновационная редакция» — «перезагрузка». Дмитрий Федечкин: «Мы даем редакциям не рыбу, а даем удочку»
В Свердловской области приступили к реализации проекта «Инновационная редакция». Редакции городских и районных газет уже делают первые шаги в качестве участников проекта. В ближайшее время СМИ ждет оценка эффективности и их «включение» в систему бизнес-планирования, которая в перспективе покажет результаты проекта в целом.

Собственная почта – единственный способ сохранить издание
…Мои коллеги — редакторы городских и районных газет при каждой встрече жалуются на качество работы почты. Я же к этой проблеме отношусь спокойно. На сегодняшний день отношения нашей редакции с почтой сведены к минимуму… Взяли карту территории и, так сказать, нарезали аккуратно на почтовые участки, с тем расчетом, чтобы примерно 200 потенциальных подписчиков приходилось на один участок. Это для того, чтобы почтальоны имели достаточную нагрузку и могли иметь сносную заработную плату. Разносить газету к нам нанимаются в основном пенсионеры и студенты. За работу в частном секторе мы оплачиваем где-то в пределах 2 руб. за один номер, в коммунальном секторе — 1,7 руб. Подписка на нашу газету составляет на полугодие 270 руб. В почтовых отделениях округа эта же подписка составляет 460 руб. Если бы мы работали с «Почтой России», тиража 5100 экземпляров не было бы уже давно.

Как мы собрали 823 376 pуб. на печать книги через краудфандинг
Анатомия краудфандинга. Подробнейшее и поучительное описание успешного проект.

Доходы печатных СМИ от рекламы упали за год на 10%
В прошлом году на продвижение товаров и услуг в российских медиа рекламодатели потратили 328 млрд руб., что на 10,1% больше, чем в 2012 г. Это данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Это самые низкие темпы роста рекламного рынка с 2009 г.

55% читателей новостных изданий читают их только в «бумаге»
Свежее исследование по читательской аудитории газет США выявило любопытные вещи. Мы привыкли, что цифровая аудитория растёт постоянно. Мобильная аудитория так же быстро растёт.

Игорь Яковенко: Итоги года. Медиафрения. Голографическая страна
Журналистика в России сокращается из года в год, как шагреневая кожа. Признаков этого сокращения множество, и их можно пощупать руками. Вытеснение журналистского контента – пропагандистским и чисто развлекательным может увидеть любой, кто еще не перестал смотреть телевизор. Фактическую смерть института подписки и сокращение киосков печати может засвидетельствовать любой житель России. Из года в год сокращается доля студентов – журналистов в общем числе студентов факультетов журналистики. Все большую, а в 2013 году уже доминирующую долю на журфаках составляют будущие специалисты по связям с общественностью, а не журналисты.

Информаторы, мудрые таблоиды и интерактив: 7 примеров новой журналистики в 2013 году
Описание новаторские медиапроекты 2013 года

Всеволод Пуля: 7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?
Отличная, и наверное, лучшая на стыке лет подборка трендов в журналистике за 2013 — от Всеволода Пули. Главное, кратко, интересно, с полезными ссылками внутри.

Журналистика-2014. Прогнозы американских экспертов. Новости на заказ, дроны вместо репортеров и «эффект Сноудена»
Дэн Гилмор, преподаватель Университета Аризоны, предлагает обратить внимание на «эффект Сноудена». По его мнению, поскольку внимание аудитории рассеяно, одной публикации во влиятельной газете уже недостаточно для того, чтобы всколыхнуть общественное мнение – поэтому журналистам следует сосредоточиться на создании «критической массы» информации.

Строительная компания «Мортон» вложит 3 млрд в гибрид СМИ и соцсети
В России появился еще один проект гражданской журналистики.  В отличие от уже существующих  российских медиа с пользовательским контентом, таких как, например, Habrahabr и “Сноб”, авторы “Рустории” получают гонорары. Их сумма определяется популярностью, эксклюзивностью и качеством материала. Один из авторов получил за большой специальный репортаж 5,5 тысяч рублей, а авторы новостных заметок зарабатывают за них около 500 рублей.

Русская версия FUTURE MEDIA OUTLOOK 2013.
Презентация Василия Гатова о будущем медиа и будущем влиянии медиа на общество

Сергей Пойдо о том, что происходило с медиа в 2013 году
Городские медиа, Medium, спонсорский контент и интерактивные статьи

Рождественская сказка: «Лисий виноградник» для Золушка. Новые форматы в журналистике Навального
Навальный экспериментирует с форматами сторителлинга куда активнее и заметнее номинальных СМИ. Язык новой журналистики рождается у него в блоге, ну и еще немножко на Слоне, Снобе и Ленте.
В очередном разоблачении используются два примечательных приема:
1) игровой заход на «самого бедного депутата»; но это, допустим, переосмысленная традиционная журналистика — фельетонные прием.
2) коуб, изображающий в виде мимической картинки отношение самого автора к фрагменту собственного текста. Аж два раза. Круто. И для Навального очень аутентично, хорошее развитие его самоиронического стиля.

Почему журналисту важно не вляпаться в PR?
Емкий и хороший обзор лекции Ильи Красильщика, бывшего главного редактора журнала «Афиша», который развенчал самые распространенные и устойчивые мифы о современных медиа. Чем опасна неосознанная коррупция, превращающая журналиста в пиарщика? Можно ли говорить о новых медиа как о самостоятельном явлении? Почему блогеры не заменят журналистов?

Медиа будущего: от трансляции к вовлечению
Выступление Андрея Мирошниченко стало одним из наиболее интересных на IX профессиональном форуме российских издателей ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС/PUBLISHING EXPO 2013. Видео, 20 минут.

Загсобрание
Спецпроект «Коммерсанта» — коллекция лучших заголовков Издательского дома за 20 лет.

Немного типографического занудства
Кавычки, тире, аббревиатуры и проч. Технические требования к сдаваемым текстам, разработанные в РИА «Новости» и описанные в красивых картинках. Заодно образец хорошей инфографики. Пригодится всем редакциям.

Антиутопия и утопия в России. Дискуссия с Дмитрием Быковым
Гайдар-клуб. Россия будущего: утопии и антиутопии. Дискуссия с участием Дмитрия Быкова, Максима Трудолюбова, Андрея Мирошниченко и Вадима Межуева

Social, Digital & Mobile Around The World (January 2014)
This report presents all the key statistics, data and behavioural indicators for social, digital and mobile channels around the world. Alongside regional pictures that capture the stats for every nation on Earth, we also present in-depth analyses for 24 of the world’s largest economies: Argentina, Australia, Brazile, Canada, China, France, Germany, India, Indonesia, Italy, Japan, Mexico, Nigeria, Poland, Russia, Saudi Arabia, Singapore, South Africa, South Korea, Turkey, Thailand, the UAE, the UK, and the USA. Презентация на slideshare — полнейшая подборка глобальных статданных о мобильном и стационарном интернете и соцсетях в разрезе стран и регионов. Очень полезно просто сделать закладку.

Plan for Tribune Spinoff Raises Concerns for Future of Newspaper Operations
Когда-то печатные СМИ приносили доход и давали свои громкие имена, чтобы брендировать целые издательские дома. Теперь эти издательские дома, став мультимедийным, выводят проблемные печатные активы в отдельные предприятия, даже заставляют платить аренду и дивиденды. Цель — очистить основное предприятие от проблемных активов, чтобы иметь возможность лучше разместиться на бирже или получать займы на более выгодных условиях.
Но в целом: сдают прародителей помирать в дом престарелых. Только без надлежащего ухода, а наоборот, — с поборами.

Scooped by code
Эй, журналист, в 2014 году лучшие новости у тебя перехватит репортер, который понимает в программировании.
Конечно, журналист не обязан уметь делать многие альтернативные вещи. Но каждое такое «неумение» закрывает от него кучу тем. Неумение работать с данными отсекает большой пласт тем, фактически лежащих на виду.
Вот несколько грандиозных историй, которые сделаны на стыке журналистики и программирования, которыми бы каждый из нас гордился.
A story from Al Jazeera America analyzing stolen user accounts looking for common insecure passwords, written by a recent MIT grad.
A story about online retailers that secretly offer different prices to people based on where they live, reported by a team that includes two programmers.
A story — and interactive database — that involved writing software to detect self-censorship on a popular Chinese social networking service, and then showing readers images that were deleted.
Очень хорошая статья от Niemanlab (на англ.). И печальная — на смену старой гвардии идет поколение «журнонёрдов» — journo-nerds are coming.

Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики
Журналистская наука подтягивается к обсуждению актуальных вопросов. Научная статья, авторы: Марина Шилина, доктор филологических наук,  кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ, Валерий Левченко, заместитель руководителя-главного редактора «РИА Новости».
В статье впервые исследуются российские практики использования больших объемов компьютерных и интернет-данных − так называемых big data, open data, linked data, метаданных в связях с общественностью. Анализируя характеристики моделей PR-коммуникации на основе метаданных, авторы фиксируют существенные структурно-функциональные трансформации профессиональной деятельности.

Как привлечь аудиторию к созданию контента: опыт Süddeutsche Zeitung
Современная журналистика стремится быть ближе к аудитории. Активные потребители информации, в свою очередь, хотят не просто получать контент, нои создавать его. Причем контент качественный. Редакция интернет-порталанемецкой газеты Süddeutsche Zeitung решила сделать ставку на сотрудничество с читателем и в июне 2013 года запустила новый проект «Die Recherche», название которого можно перевести как «поиск, исследование, расследование».

 

ШЭфТ