В современной теории жанров разделяют два типа заметок — жесткую и мягкую, или, иначе, Hardnews и Softnews.
Различие в подходах наиболее четко описывают именно на примере заметок. Но оно имеет значение и для журналистского текста в целом, примерно соотносясь с оппозицией «журналистика факта – журналистика мнения». Речь идет не только о различиях в стилистике повествования, но и о разных подходах к переработке и подаче фактуры. Это важное уточнение: не стоит восприниматься оппозицию «Hardnews— Softnews» как чисто литературно-стилистическую.
Стиль Hardnews предполагает сухое и отстраненное изложение фактов, деталей, цифр, сообщений. Личное отношение автора не допускается.
Ничего лишнего, ничего личного. Предполагается также строгое следование правилу «перевернутой пирамиды»: главное вперед, сообщение развертывается по мере убывания значимости.
Hard news — пример
Малому бизнесу дадут кредиты под 17–18%
Правительство направит в уставный капитал ВЭБа 130 млрд рублей, из которых 30 млрд сразу же пойдут через «дочку» ВЭБа — Российский банк развития — на кредитование малого бизнеса. Об этом заявил в Цюрихе 16 марта на Восьмой сессии Российского экономического и финансового форума в Швейцарии заместитель председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин.
Ожидается, что РосБР будет финансировать малый бизнес как через региональные банки, так и через региональные организации финансовой и инфраструктурной поддержки малого бизнеса. Средства РосБР будут выделяться банкам, кредитующим малый бизнес, под 12–13% (в зависимости от региона). Банкам будет рекомендовано устанавливать цену кредита для конечного заемщика на уровне 17–18%, то есть по нижней рыночной границе, и выдавать кредиты на срок от шести месяцев до трех лет. При этом предполагается рефинансирование: после возврата займов малыми предприятиями в банк-кредитор, РосБР перекредитует такой банк на эту же сумму под залог права требования.
Таким образом, малым предприятиям в регионах есть смысл налаживать отношения с банками, работающими по программе РосБР — в апреле должны появиться достаточно дешевые кредиты.
Softnews, наоборот, предлагает литературное или даже разговорное повествование. Эффективность этого формата строится на возбуждении интереса читателей за счет ударного объявления некой интриги в заголовке-лиде и последующего распутывания этой интриги. Нередко заголовок и лид даже строятся в форме вопроса, а текст – в форме ответа. Используются диалоговые формы, риторические вопросы и т.п.
С точки зрения подачи фактуры формат Softnews более свободен в плане композиции. «Художественное» донесение материала выходит на первый план, иногда даже заслоняя (при плохом исполнении) информационную суть.
Стиль Softnews апеллирует к эмоциональному, а не фактографическому восприятию информации.
Soft news — пример
Малому бизнесу обещаны дешевые кредиты
Отношения малого бизнеса и власти довольно точно охарактеризовал на деловом форуме один московский чиновник, нечаянно ляпнув: «им все обещают, а им все мало». Тема поддержки малого бизнеса уже многие годы находится в центре внимания властей. Стало ли от этого легче малым бизнесменам – достоверно никто не ответит. В условиях кризиса правительство одарило малых предпринимателей новыми обещаниями: через систему Внешэкономбанка на дешевые кредиты для малого бизнеса будет выделено 30 млрд рублей государственных денег.
Деньги правительства будут внесены в уставной капитал Российского банка развития, который как раз и занимается финансированием банков, кредитующих малый бизнес в регионах. Соответственно, ожидается, что эти 30 млрд сначала будут выданы в кредит региональным банкам, а те, в свою очередь, выдадут дополнительные кредиты малому бизнесу. При этом в ВЭБе уверяют, что РосБР будет следить за конечными ставками, чтобы банки кредитовали малые предприятия под 17-18% годовых. Это фантастическая по нынешним временам цена, так как реальные кредиты малому бизнесу сейчас доходят до 40-45%.
Способны ли государственные вливания и низкая ставка выручить малый бизнес? Ведь финансирование – лишь часть проблем малых предпринимателей. Не меньшие, если не большие, трудности приносят высокие арендные платежи, постоянные проверки и коррумпированность проверяющих. Тем не менее, хотя бы те предприниматели, которым удастся получить эти деньги под обещанные низкие проценты, безусловно, будут им рады. Вопрос лишь в том, скоро ли эти деньги дойдут до конечного получателя. И что делать тем, до кого они не дойдут.
Заметно, что изложение одной и той же фактуры в стиле Softnews может занять несколько больше места, чем в стиле Hardnews. Это логично: к изложению фактуры добавляются художественные средства выражения.
Пресс-службам чаще приходиться взаимодействовать с деловыми СМИ, которые обычно настроены на формат Hardnews: только факты и существенные комментарии, без выражения авторской позиции. Поэтому для пресс-секретаря важно овладеть стилем Hardnews. Этот стиль в любом случае является базовым стандартом; если редактору надо будет «приукрасить» текст, он сделает это сам, была бы фактура.
Из Hardnews, имея фактуру, достаточно легко сделать Softnews. Обратный процесс – сделать из Softnews сухую заметку – довольно сложен, если фактура слишком разукрашена экспрессивными средствами. Поэтому начинающим журналистам и пресс-секретарям стоит набивать руку именно на Hardnews. Особенно если речь идет о заметках, пресс-релизах, аналитических материалах.
Однако в последнее время в СМИ нарастает интерес к субъективному повествованию. «Журналистика факта» изрядно приелась, редакторы ценят авторов, умеющих рассказать story(историю): и подать факты, и сделать это увлекательно, используя приемы художественного повествования.
Яркое повествование без потери качества фактуры ценится выше, чем просто сухое изложение, как того требовала «журналистика факта». Но в исполнении такой формат, конечно, несколько более труден. И тем более яркое авторское изложение необходимо в публицистических жанрах, особенно в жанре колонки, который становится все более популярным.
Ну а если компания работает в сфере товаров или услуг массового спроса и взаимодействует с массовыми изданиями, то исходящие тексты, претендующие на публикацию в таких изданиях, конечно, должны быть изготовлены в формате Softnews.
Иными словами, базовый стандарт, программа минимум для пресс-секретаря: владеть стилем Hardnews. Высший пилотаж – создавать качественные материалы в стандарте Softnews. Но важно понимать, что некачественное исполнение Softnews чревато излишней патетикой, неуместным кокетством и фиглярством.
Из книги Андрея Мирошниченко «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей».